500 руб
Турбонаддув: устроен просто, надежен не всегда
Идея применения и первые конструкции систем наддува двигателей появляются уже в начале прошлого века. Действительно, принцип вполне очевиден: чем больше топлива сжечь в цилиндре – тем больше образуется газов при его сгорании – тем больше и сила их расширения – и тем, соответственно, выше мощность двигателя. Но увеличивать одну только подачу топлива бесполезно – без кислорода оно не будет сгорать полностью. Поэтому, чтобы поднять мощность, нужно либо увеличивать объем цилиндров, либо – подавать в тот же объем больше воздуха, в котором сможет сгорать больше топлива. Такие системы начинают появляться на автомобилях с конца 20-х – начала 30-х годов ХХ века, и сегодня в серийном производстве – несколько разновидностей конструкций наддува. Это прежде всего механический компрессор, состоящий из вращающегося ротора с лопатками, приводимого в действие ременной передачей от двигателя либо отдельным электромотором. Интересной конструкцией выступает волновой нагнетатель, когда ротор имеет аксиально расположенные камеры-ячейки, проходя через которые выхлопные газы создают разряжение, за счет чего всасывается воздух. Не вполне типичен спиральный или G-образный наддув, состоящий из двух спиралевидных частей – неподвижной внешней (корпус) и подвижной внутренней (вытеснитель), которая, вращаясь, совершает колебательные движения, отчего образуются серпообразные полости, они движутся к центру, перемещая воздух в двигатель. |
Но наибольшее распространение получил на сегодня турбонаддув – компрессор с приводом от турбины, которым сейчас оснащается большинство дизелей и целый ряд бензиновых моторов. |
Параллельно с конструкцией для борьбы с инерционностью очень важное значение имеют материалы, из которых изготавливаются компрессоры: турбина должна быть легкой. А также очень прочной: температура выхлопных газов, поступающих на ее колесо, составляет от 650-750 °С у дизеля и может достигать 1 000 °С у бензинового мотора, а частота вращения находится в пределах 4 000-21 000 об/мин. Поэтому колесо турбины отливается в вакууме из жаропрочного никелевого сплава, а корпус – из высокопрочных и высоколегированных марок чугуна. Инновацией сегодняшнего дня стали керамика и полимеры: появляются такие конструкции, как, например, монолитные турбины из спеченого карбида кремния, которые весят в 3 раза меньше обычных при той же механической прочности. |
- Авиатранспорт
- Авиатранспортные услуги
- Автозаправочные станции
- Автозапчасти
- Автомобили, прокат
- Автосервис
- Автостоянки
- Автотехпомощь, эвакуаторы
- Автотранспорт. логистика. такси
- Автотранспортные перевозки. логистика. такси
- Вокзалы
- Городской электротранспорт
- Сервисные центры и кассы предварительной продажи билетов
- Спецтехника
- Такси
- Транспорт водный
- Транспорт железнодорожный