«По данным статистики, число незначительных ДТП без пострадавших, так называемого «железа», неуклонно растет – если в 2005 году их было зафиксировано 1,7 миллиона, то в прошлом – уже 3,4 миллиона», – говорил в августе начальник главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Виктор Нилов.
Летом этого года Генпрокуратура потребовала от ГИБДД создать регламент прибытия экипажа на место оформления ДТП. Предлагалось установить нормы по прибытию гаишников к месту аварии. Соответствующее предложение было отправлено на имя главы МВД Рашида Нургалиева.
Однако в МВД со здравыми доводами как Генпрокуратуры, так и Общественной палаты (которая предлагала вообще разрешить оформлять ДТП без сотрудников ГИБДД, в случае если в аварии пострадали только автомобили) не согласились. По мнению ГИБДД, разница в плотности движения и климатических условиях между субъектами федерации не позволяет принять регламент, который действовал бы по всей России. Вместо этого ведомство предложило упростить процедуру оформления аварии через поправки к закону «Об ОСАГО» – Госдума уже приняла их в первом чтении.
«Норматив прибытия сотрудников Госавтоинспекции на место ДТП разработать невозможно, – рассказали газете «КоммерсантЪ». – Каждый регион имеет свои условия: в столице они свои, в отдаленном районном центре – другие. Скорость прибытия инспекторов зависит от климатических условий, расстояния, плотности движения, состояния дорожного покрытия». В ГИБДД добавили, что существует приказ МВД № 185, который регламентирует деятельность инспекторов. «В нем сказано, что после того как дежурный сообщил патрулю об аварии, сотрудники должны прибыть на место незамедлительно», – пояснили в ведомстве. |
«Отсутствие норматива прибытия инспектора развязывает ГИБДД руки, – считает президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Можно было бы дать каждому региону возможность устанавливать свой собственный норматив в зависимости от качества дорог, климата, количества экипажей ДПС. Пусть это будет час, но за опоздание будет применяться дисциплинарное взыскание». Господин Травин даже предложил установить дежурство автомобилей в очагах аварийности. «В Московской области на Ярославском шоссе так уже делали, в итоге количество ДТП значительно снизилось», – отметил правозащитник.
В обмен на непринятие регламента ГИБДД предложила расширить возможности применения так называемого европротокола – оформления мелких ДТП с небольшим ущербом без инспекторов. Европротокол в России действует с 2002 года. По нему участники ДТП самостоятельно заполняют бланки-извещения о ДТП и напрямую обращаются в свои страховые компании. Однако популярностью он не пользуется – максимальная выплата сегодня составляет 25 тысяч рублей, а после принятия Госдумой поправок она вырастет вдвое. Но большинство автолюбителей просто не в состоянии оценить причиненный ущерб, потому и ждут инспектора, который оформит аварию и выдаст необходимые справки. Кроме того, заполнение извещений достаточно сложная операция – на бланках множество граф, в которые необходимо вписать информацию. Одна-единственная ошибка при заполнении может привести к тому, что страховая компания откажет в выплате компенсации. |