Особенно это касается недорогих автомобилей, на которые повышенный спрос. Например, в прошлом году наблюдались огромные очереди на Mitsubishi Lancer и Hyundai Getz..Особый контингент "обиженных" составляют бывшие сотрудники. Редкий дилер может похвастаться сплоченным, стабильным коллективом. Наличие "текучки" самым прямым образом может указывать на успешность того или иного автоцентра. К сожалению, не все дилеры понимают, что это явление достаточно серьезно и негативно влияет на объем продаж и поток клиентов.
Причин "текучки" на сегодняшний день несколько. Прежде всего, это погоня за хорошей зарплатой и неприятие внутренней политики руководства. Вопрос зарплаты – один из самых больных. На сегодняшний день зарплата младшего звена составляет в среднем 600 долларов, среднего – 800-900 долларов, старшего 1,5 – 2 тыс. долларов. Однако на начальном этапе зарплата механика не превышает и 300 долларов. Как рассказал специалист по маркетингу кадрового агентства "Автокадр" Дмитрий Ревуцкий, на рынке работает ряд компаний, которые выплачивают рабочим только проценты от количества "нормо-часов" – это устраивает далеко не всех. В некоторых компаниях задержка зарплаты может достигать 4 месяцев. Есть и другие проблемы, заставляющие персонал искать место "потеплее". "Белая зарплата" и официальное оформление нередко доступны не для всех – право на эти, на первый взгляд, сами собой разумеющиеся "блага", обычно имеют топ-менеджеры и менеджеры среднего звена. Отсутствие соцпакета также пугает соискателей. Различные мелкие дефекты (царапины), возникшие в ходе ремонта, автосалон оплачивает клиенту за свой счет, но их стоимость вычитается из зарплаты персонала. Получить деньги после увольнения – также типичная проблема. Например, в компании "Натс Групп" уже в телефонном разговоре нас крепко обругали, не ответив ни на один вопрос по поводу ремонта редакционного Nissan Micra. Директор по персоналу "Натс Групп" Наталья Сивкова не смогла прокомментировать проблему. Впрочем, такое положение вещей типично для многих игроков. "Это зависит от чистоплотности или нечистоплотности человека, руководства компании, не обязательно автомобильной, – комментирует М.Мартыненко. – И в автобизнесе таких много".
Отдельной статьей, провоцирующей текучку на рынке, является штрафная система, с помощью которой наиболее продвинутые дилеры пытаются дисциплинировать своих сотрудников. Иногда они достигают 50% – обиженные таким подходом просто бросают работу и ищут руководство "подобрее". Хотя, по мнению директора сервис-центра Valvoline Михаила Мартыненко, многие работники, особенно молодежь, просто ленятся и не желают учиться и совершенствоваться из-за псевдорусской "ментальности".
Еще одна причина постоянной ротации кадров – недовольство внутренней политикой руководства компании. Большинство игроков сходятся во мнении, что сегодня для сервисного рынка наступил переходный этап на качественно новый уровень соответствия западным стандартам – рабочий контингент же к этому просто не готов и не желает подчиняться новым требованиям рынка. Впрочем, у этой ситуации есть и обратная сторона. Стремясь соответствовать западным стандартам, руководство некоторых автосалонов зацикливается на результате и жертвует человеческим фактором. У большинства участников рынка при этом первые ассоциации прочно вызывает компания "Рольф Холдинг", активно пытающаяся внедрять так называемую американскую систему управления (жесткая иерархическая структура, пресечение творческой инициативы, гипердоброжелательность и т.д.). Всем претендующим на работу в компании устраивают психологические тесты. Сотрудникам, включая слесарей и механиков, регулярно устраивают настоящие тесты на уровень IQ, в списке обязательных требований – высшее образование. Даже механиков туда берут только по рекомендации. Все это вызывает крайний протест у молодежи, а тем более у механиков с опытом, "старой закалки". В итоге происходит постоянная миграция кадров.
Дилеры неоднозначно оценивают такой подход. По мнению директора по персоналу компании "Редеги", Маргариты Гордеевой, это не совсем оправданно по отношению к младшему персоналу, и "западная модель управления вряд ли приживется в России". С ней частично согласны другие игроки. "Рольф" слишком радикально внедряет западную систему управления, – говорит Дмитрий Ревуцкий. – У компании слишком строгие требования к персоналу. Сначала нужно адаптировать эту систему с оглядкой на российский менталитет, иначе она рождает у людей только неприятие".
Кроме того, директор по персоналу компании "Редеги" Маргарита Гордеева обозначает еще одну проблему: дефицит квалифицированных кадров. По словам М.Гордеевой, на сегодняшний день не так много учебных заведений, дающих необходимые практические умения по обслуживанию импортных автомобилей. С ней абсолютно согласен и М.Мартыненко: "При том высоком техническом уровне автомобилей, с которыми приходится работать сегодня, высшее образование даже для младшего персонала в автосервисе – очень важно".
По материалам autonews.ru
|