|
| Любопытна сама история как марки Willys, так и их армейского джипа. В 1905 году небольшую компанию Standard Wheel, что специализировалась на производстве велосипедов и легковушек, купил предприниматель по имени Джон Норт Виллис. Отсюда и название. Машины пользовались определенным спросом, но настоящий взрыв состоялся в 41-м году. Минобороны США объявило конкурс на производство военных внедорожников, первое место в котором заняла компания Willys-Overland Motors. И первые Willys MB (именно они были теми самыми виллисами, что поставлялись в СССР) сошли с конвейера уже в конце 41-го. Несколькими месяцами позже за производство этих машин взялся и Ford (эти автомобили носили имя Ford GPW). Всего было выпущено почти 650 тысяч армейских внедорожников. |
|
| Что такое Jeep?
К сожалению, ничего кроме Willys MB компания-производитель предложить рынку не смогла ни в годы войны, ни после ее окончания. В 53-м Willys-Overland объединилась с Kaiser Fraser, а спустя десять лет название компании поменялось на Kaiser-Jeep Corporation. Соответственно, производимые ею автомобили также сменили имя. Они стали называться Jeep. С 69-го года эта марка вошла в состав концерна American Motors Co., который через 18 лет был поглощен концерном Chrysler. И мир увидел легендарные Cherokee и Grand Cherokee. Но это уже совсем другая история. |
|
| Что же касается названия марки Jeep, которое со временем стало именем нарицательным, то считается, что оно произошло от тех Willys, что выпускала компания Ford. Вернее, от сокращения GPW, в котором первая буква означает государственный заказ, вторая – автомобиль с колесной базой до 80 дюймов и третья – тип Willys. Согласитесь, джи-пи и джип звучат почти идентично. |
|
| Впрочем, не джипами едиными... Советский автопром тоже отметился на военной карте. В первую очередь эмкой. Как и большинство автомобилей, выпускавшихся в СССР, этот не был создан с нуля отечественными инженерами. Прообразом стал Ford Model A, заменивший в Америке легендарный Ford T. Пока страна готовилась к производству собственной машины на базе модели А, американца собирали в Нижнем Новгороде и Москве. Советская версия сначала называлась ГАЗ-А, а затем – ГАЗ-М1. Дата рождения эмки – 1936 год. Модернизация была достаточно серьезной: двигатель стал мощнее (пятьдесят лошадок против сорока под капотом у прототипа), машина получила усиленную раму и четыре рессоры вместо двух. С началом войны большинство эмок оказались на полях сражений – в качестве штабных автомобилей. Выпуск ГАЗ-М1 был прекращен в 43-м году. |
|
| Военная блоха
Не обошлись в Советском Союзе и без собственного Willys. В 41-м был дан приказ: сделать аналог американского военного внедорожника. Работа закипела. И результат ее был представлен ровно через 51 день. Со столь космической скоростью был создан так называемый Прототип Р-1, который позже превратился в ГАЗ-64, а через год – в ГАЗ-67, который и прозвали русским виллисом. А еще – козликом. Стал ли он лучше своего аналога из Соединенных Штатов? В чем-то да, в чем-то нет. |
|
| ГАЗ-67 по сравнению с Willys был намного более прост в ремонте, что неудивительно, поскольку часть агрегатов инженеры позаимствовали с полуторки и эмки. По проходимости он превосходил американца, да и по буксировочным показателям – тоже. Другой вопрос, что ГАЗ-67 уступал джипу в динамике, комфорте и управляемости, притом что и Willys был абсолютно утилитарным авто, которое по тем же показателям не шло ни в какое сравнение с легковыми машинами 40-х и 50-х годов. Немного технических характеристик: двигатель – четырехцилиндровый, объемом 3,3 литра, мощностью 54 лошадиных силы, коробка – четырехступка, разумеется, механическая, максимальная скорость – 90 километров в час. |