г. Набережные Челны). В ближайшее время к ним добавится целая когорта иностранных автопроизводителей. Россияне ждут не дождутся, когда рынок пополнится обширным предложением доступных иномарок – большинство из них должны должно стоить в пределах 15 тыс. долларов. Однако энтузиазм, вызванный активным насыщением отечественного авторынка, омрачается сомнением в качестве будущих российских иномарок.
Ведущие кадровые агентства, специализирующиеся на подборе персонала в автопромышленности, отмечают, что рост автомобильного бизнеса сталкивается с существенной проблемой – отсутствием подходящих профессиональных сотрудников. Эксперты отмечают, что в начале 90-х произошло "вымывание" профессиональной прослойки отрасли автопрома, поэтому сегодня общий уровень профессионалов в автомобильной промышленности можно оценить как крайне неудовлетворительный. В особенном дефиците – технические специалисты, особенно конкретных узких специализаций, а также руководители среднего звена, которые непосредственно управляют процессом производства.
С началом новой волны локализации производства иномарок в России дефицит квалифицированных кадров только возрастет. Основная проблема – в завышенных требованиях иностранцев к российским сотрудникам. Главное требование – свободный английский язык при обязательном профильном образовании и опыте работы. Как отмечают в КА "Автокадр", таких инженеров практически нет. Например, "Автофрамос" (Renault) на свой завод в Москве первоначально искал технических специалистов только с хорошим уровнем владения французским языком. Спустя несколько месяцев безрезультатных поисков это требование было снято. В настоящее время сотрудников обучает сама компания – есть условие, что в течение полугода они обязаны выучить язык. Увы, даже английским языком сегодня владеют единицы российских инженеров. Можно предположить, какие трудности возникнут у китайских автопроизводителей, которые уже объявили о начале сборочного производства в России.
В то же время мотивация у российских специалистов остается невысокой. Как отмечает генеральный директор КА "Автокадр" Татьяна Григорьева, иностранцы думают, что в России много желающих иметь в трудовой книжке запись о работе в иностранной компании, но в действительности россияне предпочитают зарплату "в конверте" (без вычета 13% налогов). Например, компания "БАСФ Восток" (дочернее предприятие химического концерна BASF, поставщик авторемонтных материалов) ищет операторов на окрасочные работы только с высшим образованием, знанием английского языка и опытом работы на станках с программным управлением. Зарплата при этом составляет 12 000-14 000 рублей при работе с 7.00 до 16.00. Желающих практически нет.
Вопрос о том, на каких условиях иностранные концерны будут привлекать к производству и как именно будут готовить будущих специалистов, пока остается открытым. Российские представительства от комментариев по данному вопросу воздерживаются, ссылаясь на то, что команды, которые будут заниматься индустриальными проектами, только формируются. Но становится очевидным, что кадровых ресурсов Ленинградской области для реализации проектов самых крупных "новичков" (General Motors, Nissan, Toyota) не хватит. Где автоконцерны намерены искать квалифицированные кадры – до сих пор остается тайной. Пока ни один из них не объявлял о создании учебных центров, где будущие сотрудники могли бы заняться повышением квалификации.
"Проблема в том, что новые заводы строятся за чертой города, это существенно осложнит поиск, – говорит Т. Григорьева. – А существенно поднять зарплату персоналу они, скорее всего, не смогут, поскольку иначе смысл перевода производств в Россию потеряется, ведь тогда рабочая сила будет увеличивать рост расходов. Все иностранные автозаводы, с которыми мы работаем, пытаются активно экономить на фонде оплаты труда". Размер заработной платы, скорее всего, станет главным оружием иностранцев в борьбе за сотрудника. Вероятно, автоконцерны будут приглашать специалистов из других регионов, а это значит, что российские автозаводы скоро столкнутся с проблемой текучки.
Эксперты кадрового рынка сходятся во мнении, что единственным путем решения кадровой проблемы может стать создание учебных центров с возможностью стажировки на головных предприятиях концернов. Если "иностранцы" окажутся к этому не готовы, собранные россиянами иномарки по своему качеству едва ли будут сильно отличаться от "тазиков".
По материалам www.autonews.ru/
|