сЕсли в 2003г. органами внутренних дел выявлено свыше 600 корыстных преступлений в этой сфере,силовых структур, неизвестно, но понятно, что во много раз больше. По то за 2004г. – 896; сколько их остается вне поля зрения некоторым данным, 2% от суммы всех страховых взносов попадают в карман мошенникам. В этом мы идем в ногу с Европой, где страховые потери составляют чуть ли не 10 млрд. долларов ежегодно. Самыми распространенными видами мошенничества в автостраховании являются фальсификация обстоятельств ДТП, инсценировка ДТП, использование похищенных бланков и листов, использование поддельных печатей, двойное страхование и двойное возмещение (автомобиль страхуется одновременно в двух страховых компаниях), оформление полисов задним числом после ДТП, провокация ДТП или «подстава», фальсификация медицинских и технических экспертиз. В России более распространены нарушения со стороны клиентов страховых компаний, сами же компании могут стать мошенниками по вине своих агентов, которые могут искусственно занизить сумму премии по страховому полису или вообще официально не зарегистрировать оплаченный полис.
Самый большой куш отхватывают профессиональные преступные группировки, орудующие в сфере автострахования. Они обладают не только глубоким знанием законов и возможных лазеек, но и обширными связями с представителями правоохранительных органов. Такие мошенники не будут «пачкаться», ввязываясь в «подставы» или подделку полисов, они воруют по-крупному, прорабатывая масштабные схемы. Так, стала известной следующая схема: владелец нового автомобиля продает его за треть цены соучастникам; затем, когда автомобиль уже отогнан за пару тысяч километров, владелец идет заявлять об угоне и впоследствии получает страховое возмещение. Как сообщают страховые компании, участились махинации со страховкой подержанных автомобилей. В РФ ввозится «конструктор на колесах», внешне имеющий вполне товарный вид, но для эксплуатации малопригодный. Договор страхования оформляется на рыночную стоимость автомобиля, которая существенно выше, нежели стоимость его восстановления в гаражах умельцев. После заключения договора страхования машина «въезжает» в препятствие (как правило, водитель якобы не справился с управлением) и владелец получает страховое возмещение. Прибыльность такого рода схем 200-300%.
В последнее время начали появляться и страховые компании, работающие по принципу финансовых пирамид. Все средства, полученные от клиентов, сразу перечисляются на счета в иностранных банках, а выплаты по страховкам изначально и не предполагаются. Похоже, что Леня Голубков так никого и ничему не научил, поэтому эта форма мошенничества в России по-прежнему эффективна.
Эксперты советуют: чтобы не стать объектом мошенничества, нужно задавать своему страховому агенту как можно больше вопросов , чтобы определить степень его профессионализма, а также выяснить все спорные моменты по договору. Во-вторых, не стоит гнаться за скидками в страховании, так как в финансовых услугах не бывает распродаж и сниженных цен. В-третьих, необходимо подробно ознакомиться со страховым договором и проверить все указанные страховые суммы. В конце концов, судя по европейскому опыту, гораздо безопаснее пользоваться услугами страховых брокеров, которые могут предоставить квалифицированную объективную консультацию по любому виду страхования. Кроме того, брокеры тщательно выбирают компании, с которыми они хотят работать, порой имея влияние на ту или иную страховую фирму.
Если же вы столкнулись с «подставлялами» на дороге, которые искусно начинают вымогать деньги и обвинять вас в аварии, то, как советует генеральный директор агентства автострахования компании "МАКС" Сергей Федотов, в первую очередь необходимо думать о собственной безопасности. Если ситуация выходит за рамки гражданско-правового разбора таких событий и в ваш адрес звучат угрозы, то ни в коем случае нельзя провоцировать мошенников демонстрацией знания законодательства и громкими словами о всемирной справедливости. Лучше всего просто закрыться в автомобиле и вызвать ГАИ. Чем быстрее это будет сделано, тем больше шансов, что вас оставят в покое. Не следует выходить из автомобиля до приезда ГАИ и в том случае, если очевидно, что «потерпевшие» настроены агрессивно. Максимум того, что имеет смысл сделать, – выставить знак аварийной остановки. При этом необходимо убедится, что ДТП оформляет не заказной инспектор; для этого нужно позвонить "02" и выяснить, какой именно экипаж выехал на место ДТП.
Страховщики уже давно пытаются найти управу на ловких мошенников, тем более что все схемы уже известны и распознать их не составляет труда. Однако, как ни странно, на пути к раскрытию преступлений страховые компании встречают препятствие в виде законодательства, по которому страховщики не имеют права принимать участия в следствии и не получают доступ к материалам дела. Кроме того, проблема кроется и в самом законодательстве, где преступления в сфере страхования причисляются к обычному мошенничеству. Это также усложняет привлечение к ответственности лиц, чья деятельность наносит ущерб либо страховщикам, либо их клиентам, но не может быть классифицирована как мошенничество.
По большому счету, страховые компании вынуждены сами бороться с мошенниками. Службы экономической безопасности в тесном сотрудничестве с правоохранительными органами составляют, в меру возможности, «черные списки» подозрительных лиц и автомобилей. По словам Геннадия Варакина, начальника управления режима, экономических и страховых расследований компании "Энергогарант", существует достаточно много признаков, которые заставляют более внимательно рассмотреть "непредвиденное" обстоятельство, усомнившись в его подлинности. Это и неправильно оформленные документы из правоохранительных органов, и завышенная сумма ущерба, и неадекватное поведение "потерпевшего", и многое другое. Например, дорогие машины управление проверит на предмет "двойного страхования". Между компанией и другими страховщиками существует негласное соглашение, в рамках которого участники рынка обмениваются информацией по сомнительным страховым случаям – участникам таких ДТП и их автомобилям.
Дело в том, что в 2005 г. правительство выпустило Постановление "Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Ответственность за его исполнение легла в том числе и на Российский союз автостраховщиков, который объединяет 180 страховых компаний по всей России. Под эгидой этой организации была создана автоматизированная информационная система, содержащая все данные об автомобилях, застрахованных по ОСАГО. Теперь обмен информацией осуществляется между федеральными органами исполнительной власти, страховщиками и их профессиональным объединением. В планах РСА создание более масштабной информационной системы отчетности по примеру западной базы страховых данных.
Тем не менее, к тому времени, как участники рынка и власти осознали реальную угрозу мошенничества и начали предпринимать определенные меры, преступники уже успели подготовиться. Теперь у нас популярна практика оформления автомобилей на подставные лица, когда машину по документам покупает недавно умерший или малоимущий, подкупленный за смешную сумму. Пока банк, где оформляется кредит, или страховая компания обнаружат подлог, автомобиль успеет «разбиться» или оказаться угнанным, а реальный владелец, имеющий доверенность, – получить либо страховку, либо первый взнос по кредиту.
Какие бы драконовские меры по борьбе с мошенниками ни принимали страховые компании, все равно найдутся "лазейки", а добропорядочным гражданам по-прежнему придется переплачивать за риски из-за мошенников и выстаивать многодневные очереди, чтобы поставить автомобиль на учет или снять его с учета, из-за многочисленных проверок. Единственное, чем можно себя успокоить: Европа точно так же до сих пор не может справиться со страховыми мошенниками.
По материалам www.autonews.ru
|