Масло для трансмиссии: отвечаем на самые частые вопросы
Многие автомобилисты не уделяют должного внимания трансмиссионному маслу, считая, что его заливают в коробку передач на автозаводе, и оно работает до окончания срока службы агрегата. Но реальность выглядит несколько иначе, и пренебрежение сроками замены трансмиссионной жидкости может обернуться существенным расходами на ремонт или даже замену КПП.
Чем трансмиссионное масло отличается от моторного?
Свойства и характеристики технических жидкостей определяются условиями их эксплуатации. Трансмиссионное масло постоянно испытывает огромные механические нагрузки, особенно в точках соприкосновения элементов КПП между собой. Чтобы сохранять обволакивающую плёнку на деталях, его вязкость должна быть более высокой, чем у моторных масел. Зато рабочие температуры в коробке заметно ниже, чем в двигателе, поэтому смазка нагревается не так сильно. Опытный механик с первого взгляда определяет, где какая жидкость. Но производители, не особенно полагаясь на опыт эксплуатантов, визуально выделяют трансмиссионные жидкости (ТЖ), окрашивая их в яркие цвета – красный, оранжевый, зелёный и т.д.
Какие функции выполняет трансмиссионное масло?
Залитая в коробку передач трансмиссионная жидкость необходима для:
- уменьшения силы трения между соприкасающимися деталями, для чего на их поверхностях образуется прочная масляная плёнка;
- отвода излишнего тепла от работающего механизма;
- снижения вибрационных и ударных нагрузок на элемент конструкции;
- защиты металла от коррозии;
- очистки поверхностей от окалины, нагара и других твёрдых отложений.
В автоматической коробке масло играет ещё более важную роль – передаёт крутящий момент через гидроконвектор, т.е. служит рабочим телом в гидравлическом агрегате. Поэтому к его качеству предъявляются особенно высокие требования.
Есть ли различия между маслами для МКПП и АКПП?
Да, разница есть, и весьма существенная. Масла для МКПП отличает высокая вязкость, а также преобладание присадок, усиливающих защиту против механического износа металла, образования задиров и сколов. Напротив, вязкость жидкостей для автоматической коробки понижена, а в пакете присадок преобладают добавки, снижающие риск вспенивания, антиокислители и усилители моющих свойств. Смешивать масла разных типов либо заменять одно другим категорически не рекомендуется.
Как часто меняют масло в коробке передач
Если машина эксплуатируется в условиях города, т.е. с постоянными торможениями и длительными интервалами работы на холостом ходу, то рекомендуется менять масло в коробке передач каждые 50-70 тыс. км пробега. Для тех, кто чаще совершает загородные поездки, интервал между заменами составляет 120-150 тыс. км. Понять, что ТЖ требует замены, можно по следующим признакам:
- при переключении передач слышны нехарактерные воющие или скрежещущие звуки (в МКПП);
- приходится прилагать усилия, чтобы перевести рычаг в нужное положение;
- передачи переключаются с запаздыванием (в АКПП);
- появляется лёгкий запах гари из-за перегрева масла.
При появлении любого из перечисленных симптомов следует как можно скорее обратиться в автосервис или заменить масло самостоятельно.
Предыдущие статьи
- Авиатранспорт
- Авиатранспортные услуги
- Автозаправочные станции
- Автозапчасти
- Автомобили, прокат
- Автосервис
- Автостоянки
- Автотехпомощь, эвакуаторы
- Автотранспорт. логистика. такси
- Автотранспортные перевозки. логистика. такси
- Автошкола
- Вокзалы
- Городской электротранспорт
- Сервисные центры и кассы предварительной продажи билетов
- Спецтехника
- Такси
- Транспорт водный
- Транспорт железнодорожный