Как сообщил директор “Автостата” Сергей Целиков, на развитие авторынка в среднесрочной перспективе будут воздействовать две основные силы. С одной стороны, в России ухудшается общая экономическая обстановка, растет безработица, снижаются реальные доходы населения и практически обвалился рынок автокредитования. С другой стороны, автомобилизация населения еще достаточно низка. По последним данным, на каждую тысячу россиян сейчас приходится лишь 225 легковых автомобилей, что в два-три раза меньше, чем в европейских странах. Кроме того, парк автомобильной техники у нас более старый, чем во многих развитых странах. “Средний возраст 12 лет, тогда как в европейских странах он колеблется в диапазоне от семи до десяти лет. Почти половина парка ТС находится в возрастной категории старше десяти лет, а 15-20% парка вообще требует немедленной утилизации”, – сказал С. Целиков. По его мнению, сейчас нужны быстрые и решительные действия правительства по поддержке отечественного рынка.
Как заключают специалисты “Автостата”, восстановление российского авторынка до уровня 2008 года произойдет лишь через 3-5 лет. Так, согласно оптимистическому сценарию объем продаж новых автомобилей в 2,8 млн единиц будет достигнут к концу 2011 года. Пессимистический сценарий говорит, что параметры прошлого года будут достигнуты не ранее 2013-2014 годов. При среднем прогнозе рекорд ушедшего года будет повторен только в 2012 году. Несмотря на столь долгосрочные прогнозы по восстановлению авторынка, по мнению аналитиков РБК и независимых экспертов, выход из кризисного падения может оказаться более затяжным. “Принимая во внимание, что прогноз “Автостата” составлялся без учета результатов первого квартала 2009 г., я считаю, что этот прогноз, увы, далек от реальности, – говорит ведущий аналитик департамента консалтинга РИА “РосБизнесКонсалтинг” Анна Синявская. – Право на существование имеет только их пессимистический прогноз – 1600 тыс. новых автомобилей в 2009 г., это близко к прогнозу департамента консалтинга РБК – 1478 тыс. новых автомобилей., что на 46% меньше 2008 г. (если брать за итог прошлого года 2743 тыс. новых автомобилей)”. |
Не согласен с прогнозом “Автостата” и независимый автомобильный эксперт Константин Прохорцев. “Российский автомобильный рынок может начать восстанавливаться в более трудных условиях, чем рынки Европы и Северной Америки, – рассуждает эксперт. – До сих пор продолжается стремительное падение продаж, которое усиливается с каждым месяцем. Пока рынок не достигнет дна, говорить о его восстановлении к 2012 году слишком преждевременно, поскольку будущие реалии могут оказаться более пессимистичными”. Как отмечает Анна Синявская, в ближайшие годы экономическая ситуация в России будет очень трудной, доходы будут падать, ставки по автокредитам – расти, поэтому рост в 2009-2010 гг. маловероятен. “Предполагаю, что розничные цены будут постепенно расти, к концу 2009 г. они вырастут на 20-35% в зависимости от марки машины, – считает аналитик РБК. – Рынок первичного спроса на автомобили в России закончился, начинается рынок покупателя. Поэтому сейчас производителям и дилерам придется очень серьезно перестраивать свою работу, ориентируясь на потребности своих покупателей и их изменившиеся доходы. Эра бурного роста рынка только за счет продаж новых машин закончилась”. |