Как отмечают эксперты, для автопроизводителей продавать автомобили через собственные банки гораздо выгоднее, потому что они могут устанавливать дотации на кредитные ставки, соответственно, иметь низкие ставки по кредитам, что привлекает потребителей. Дешевые автокредиты сразу же увеличат объемы продаж у тех марок, которые внедрились в банковский сектор. Кроме того, появление иностранных автобанков может существенно увеличить долю автокомпаний в сегменте коммерческого транспорта. По оценке Г. Салимова, уже в будущем году объем коммерческого транспорта, продаваемого в кредит, может увеличиться на 80%.
Покупатель от нашествия иностранцев тоже только выиграет. Собственные банки иностранных автопроизводителей предлагают клиенту лучшие условия, нежели российские банки. “Причина этого в том, что себестоимость средств у них значительно меньше, а размер комиссии ограничивается автопроизводителями, так как условия автокредитования – это еще одно поле конкурентной борьбы, – комментирует аналитик ИБ “Траст” Евгений Шаго. – Часто можно увидеть в рекламе ставки, близкие к нулю, и, в отличие от потребительских кредитов, где существует множество скрытых комиссий, стоимость автокредитов обычно близка к заявленной”. Таким образом, экономия для покупателя – при средней стоимости реализуемого автомобиля в России около 15 тыс. долларов – может составлять, по разным оценкам, от 500 до 1500 долларов, а в отдельных случаях и больше.
Вот кто действительно пострадает от самостоятельного развития автопроизводителями автокредитования, так это отечественные банкиры. Конкуренция в банковском секторе резко вырастет, снизятся ставки кредитов, упадут доходы банков. Некоторые эксперты полагают, что со временем автокредиты вообще станут прерогативой иностранных автобанков.
Российские банкиры уже настороже. Они подтверждают, что присутствие автопроизводителей, которые через свои дочерние компании предлагают наиболее привлекательные условия покупки своих автомобилей в кредит, становится все более заметным. А уже в ближайшее время местные банки могут столкнуться с ощутимым оттоком клиентов.
Тем не менее российские коммерсанты просто так сдаваться не собираются и делают акцент на своем знании рынка, высоком качестве обслуживания и наработанных базах клиентов. “Действующая сейчас схема, когда автопроизводителем в лице этой финансовой компании “компенсируется” процентная ставка по кредиту, выдаваемому российским банком, уже не будет актуальной, – соглашается генеральный управляющий по розничным продуктам и услугам ММБ Алексей Аксенов. – Однако для этого этим компаниям понадобится, во-первых, очень хорошее знание рынка. А во-вторых, они должны будут тщательно подготовить свой выход на рынок и быть готовыми к тому, что этот выход может быть продолжительным”.
Как замечает начальник аналитического управления БД “Открытие” Халиль Шехмаметьев, наиболее приемлемым вариантом решения проблемы может стать покупка банка. По оценке аналитика, купить чистый банк с полным набором лицензией стоит минимум 3-5 млн. долларов. Посредством покупки автопроизводитель сэкономит время на открытие, согласование с ЦБ опердня, лицензирование хранилища и т.д. Наличие дилерской сети в регионах снизит затраты на открытие офисов и согласование с местными органами власти.
Все это обойдется дешевле, нежели открытие с нуля, затраты на которое могут составить около 50 млн евро: минимальный капитал – 5 млн евро плюс еще затраты на согласование, строительство, обучение кадров и т.д. Затраты на открытие офиса банка составляют 100-500 тыс. долларов. Потребуются и расходы на рекламу – скорее всего, в этом должны будут помочь автодилеры. Поэтому совсем не исключено, что уже сейчас иностранные автопроизводители ведут переговоры с российскими банками на предмет покупки бизнеса.
Если же смотреть с точки зрения потребителя, то всей ситуации можно только порадоваться: машин станет больше, автокредиты будут дешевле! Более того, высокая конкуренция будет стимулировать отечественные банки к разработке новых кредитных программ и предложений, а также обратит внимание банкиров и на менее престижные марки.
Что касается отечественных автопроизводителей (ГАЗ, УАЗ, ВАЗ), отрадно, что все они также взялись за развитие собственных кредитных программ. Только для покупателя важно, чтобы выгодный кредит можно было взять на хороший товар. И если ГАЗ и УАЗ примерно определились, что они будут выпускать в ближайшее время, то остальные автопроизводители пока лишь продолжают интриговать общественность…
По материалам www.autonews.ru
|