Новые объявления
50 руб
Статья
Автомобильная аудио- и видеотехника Часть II
Тенденции на рынке CarAudio
В CarAudio, так же как и во всей бытовой электронике, главной тенденцией последних лет остается повсеместная компьютеризация устройств. В случае с головными устройствами это приводит к тому, что благодаря электронному компрессированию на обычный CD-диск можно разместить часы музыки в формате МР3 или целый фильм с высоким разрешением картинки и 5.1-канальным звуком в формате DVD. |
Также применение электронных эквалайзеров позволяет максимально эффективно использовать имеющуюся мощность усилителей и возможности динамиков (в этом направлении особенно преуспела компания Panasonic, представившая в этом году систему CS Automotive от компании SRS Labs). В дальнейшем можно ожидать продолжения экспансии компьютеров, большую популярность получат DVD-ресиверы, которые смогут воспроизводить музыку самых разнообразных форматов, сочетая высокое качество с большим объемом данных, хранящихся на одном диске. Дисплеи на магнитолах будут продолжать увеличиваться в размерах и, главное, будут предоставлять широкий спектр цветов. С точки зрения эргономики наиболее перспективным вариантом управления головным устройством остаются клавиши на руле или подрулевые переключатели. Однако на одной только виртуальной реальности далеко не уедешь и красивой звуковой картины не получишь. Для создания действительно чистого и сочного звука придется раскошелиться на усилитель и качественную акустику. Хотя и здесь без компьютеров не обходится. Современная электроника помогает как при проектировании самих компонентов, так и при их инсталляции. С помощью специальных программ рассчитывается место и направленность звука при установке динамиков, а также проектируются короба для сабвуферов. В направлении акустики ожидать принципиально новых открытий не стоит. Мощность динамиков, несомненно, продолжит расти, будут разрабатываться новые материалы для изготовления диффузора и прочие ухищрения, позволяющие улучшить качество звука. Отдельным очень популярным направлением в индустрии автомобильных развлечений сейчас являются различные видеосистемы. Они могут быть использованы как для просмотра телепрограмм или фильмов с оптических дисков, так и для подключения к ним игровых приставок, что позволяет заинтересовать детей в дальней дороге. Здесь компьютерные технологии применяются везде: начиная с того, что практически все источники сигнала имеют цифровую структуру, и заканчивая цифровыми же дисплеями, на которые эта информация выводится. В ходе обработки сигнала головное устройство лихо оперирует со звуковым сопровождением, в зависимости от нужд слушателей направляя его на штатную акустику автомобиля или на наушники, которые могут быть как проводными, так и с использованием инфракрасной связи. Именно видеонаправление можно назвать самым быстроразвивающимся сегментом CarAudio. Несмотря на использование сложных технологических решений, снижения цен на DVD ресиверы с выдвижными экранами можно ожидать уже в нынешнем году, а через два-три года подобные устройства вряд ли будут стоить дороже 150-200 долл. Однако главной проблемой роста спроса на автомобильные видеосистемы является не цена, а невозможность водителя смотреть видео во время движения. К тому же нельзя забывать, что, согласно статистике, в среднем во время движения в автомобиле находится 1,5 человека, то есть только в каждой второй машине есть хотя бы один пассажир, которому можно показывать кино. Следующей ступенью развития автомобильных головных устройств можно назвать появление в автомобиле полноценного компьютера. Уже сейчас компания Grace Multimedia предлагает системные блоки, выполненные в форме стандартной магнитолы 1DIN. Базовый блок оснащен мобильным процессором с частотой 1 ГГц, оперативной памятью и винчестером на 20 Гб, на котором можно хранить самую различную информацию. Главное преимущество автомобильного компьютера над традиционными магнитолами заключается в возможности его усовершенствования и расширения конфигурации. Оснащенный проигрывателем DVD-дисков автомобильный компьютер дополнительно можно оснастить одним или несколькими дисплеями, GPS-приемником для навигации, TV-тюнером и т.д. |
Участники рынка - дилеры, сервисы
Если вы определились с выбором конкретных компонентов для автомобильного концертного зала и кинотеатра, встает вопрос, где лучше всего приобретать необходимые комплектующие. Конечно, возможны разные варианты. Самые доступные товары, скорее всего, удастся приобрести в интернет-магазине, к тому же для этого не надо даже выходить из дома или с работы. Наибольший сервис, вероятно, вы найдете в магазинах бытовой электроники вроде «М.Видео», «МИР» и т.д. |
А за квалифицированными консультациями лучше всего обращаться в специализированные отделы профильных рынков или в компании-установщики, которые при условии выполнения у них же работ по инсталляции аудио- или видеосистемы, как правило, дают существенные скидки.Решиться на самостоятельную установку аудиосистемы в автомобиль могут только весьма подготовленные автолюбители, знакомые не только с элементарными основами электричества и законами акустики, но и имеющие значительный опыт. В противном случае инсталляцию аудиосистемы лучше доверить профессионалам, что позволит быть не только уверенным в качестве выполненных работ, но и полнее реализовать потенциал системы. Также с профессиональными установщиками можно проконсультироваться и по вопросу подбора компонентов. Стоимость установки аудиосистемы в автомобиль определяется индивидуально и зависит от массы параметров. Если простейшее подключение магнитолы можно осуществить за 20-50 долл., то основательная переработка интерьера с дополнительной шумоизоляцией, установкой усилителей и акустики может стоить примерно столько же, во сколько обошлось приобретение комплектующих. Также отдельную плату установщики берут за настройку сложных аудиосистем. В зависимости от квалификации мастера, который настраивает работу комплекса в соответствии с пожеланиями клиента, его услуги могут стоить от 50 до 200 долл. в час. |
Только звук . Ресиверы
Выбор головного устройства, или, говоря упрощенно, магнитолы, во многом определяет общую характеристику всей системы. При этом если качество звука, идущий с головного устройства, еще можно попытаться исправить с помощью дополнительных устройств, а благодаря чейнджеру – расширить спектр воспроизводимых аудионосителей, то эргономику и внешний вид магнитолы уже никаким образом нельзя изменить. |
По внешним габаритам головные устройства могут быть двух стандартов: 1DIN и 2DIN. В магнитолах 1DIN предусмотрено место для воспроизведения только одного типа аудионосителя – кассеты или оптического диска, в то время как в магнитоле 2DIN есть место как для CD, так и для кассеты (последняя в некоторых моделях заменена на чейнджер). Из-за снижения цен на автомобильные CD-ресиверы, а также расширения возможностей домашней записи на оптические носители некогда популярные кассетные магнитолы сейчас практически полностью вытеснены с рынка. «Среди кассетных устройств в основном сейчас продаются только наиболее дешевые аппараты, – сказал коммерческий директор ТПГ «Автоаудиоцентр» Ивашков Антон. – Место кассетных ресиверов занимают CD-ресиверы, причем все большую популярность приобретают проигрыватели CD, поддерживающие воспроизведение цифровых форматов сжатия, прежде всего MP3». Тем не менее пока кассетные проигрыватели все еще присутствуют в линейке практически каждого производителя CarАudio, занимая низший ценовой диапазон. Диапазон цен кассетных проигрывателей – 50-100 долл. Причем речь идет о максимально упрощенных моделях с небольшой мощностью встроенного усилителя, лишенных функции управления чейнджером и т.д. Все кассетные магнитолы можно разделить на два класса в зависимости от типа лентопротяжного механизма: он может быть с простейшим механическим приводом или с более удобным электронным, так называемым логическим. Основное преимущество последнего – возможность перемотки кассеты на одну или несколько песен (индексация осуществляется по интервалам в записи), что делает управление кассетой похожим на работу с CD. Безусловно, плюсом кассетных магнитол остается их абсолютная невосприимчивость к тряске, при которой приводы оптических дисков могут сбиваться. CD-ресиверы, способные воспроизводить только аudio-CD, едва успев набрать популярность, быстро уступают свои позиции более функциональным устройствам, которые имеют возможность чтения файлов формата МР3. CD-ресиверы занимают ценовой диапазон до 110 долл. По словам Дмитрия Нечаева, руководителя отдела автомобильной электроники компании Panasonic CIS, спрос на CD-ресиверы сохраняется только при том условии, если цены на них как минимум на 20 долл. дешевле, чем на аналогичные устройства с МР3, в противном случае даже не слушающие цифровую музыку покупатели, скорее всего, предпочтут более продвинутую модель с МР3. CD-проигрыватели с возможностью воспроизведения файлов формата МР3 сейчас находятся на пике популярности, и цены на них могут варьироваться от 100 до 500 долл. «Различие в цене между CD-ресивером низкой ценовой категории (около 100 долл.) и высокой (от 500-700 долл.) категорий обуславливается не наличием или отсутствием MP3, а брендом, качеством изготовления, выходной мощностью, дисплеем и прочим функциональным оснащением аппарата. Стоимость же MP3 как опции составляет порядка 3-4 долл. без учета лицензии MPEG AUDIO», - считает Ивашков Антон. На нижней границе сегмента представлены достаточно простые модели с одноцветными дисплеями и максимальной мощностью усилителя не более 40 ватт на канал. При цене от 150 долл. уже можно рассчитывать на то, что ресивер будет иметь возможность управления CD-чейнджером, а передняя панель будет оснащена большим дисплеем, закрывающим механизм загрузки диска. Следующая ценовая ступень в 200-250 долл. предусматривает наличие мощного усилителя с продвинутыми регулировками эквалайзера, крупного монохромного дисплея с несколькими градациями цвета, а также зачастую пульта дистанционного управления. Топовые модели в этом классе оснащаются мощными усилителями, дистанционным управлением, выходами для подключения усилителя и сабвуфера, а также иногда цветными дисплеями с возможностью загрузки собственных картинок или анимации. DVD-ресиверы пока только набирают популярность. Несмотря на то что цены на простейшие DVD-проигрыватели, лишенные дополнительных функций вроде радио и даже усилителя, сейчас опустились до отметки 100 долл., спрос на них остается небольшим: проигрыватель можно использовать лишь как дополнение к существующей мощной аудиосистеме, но он не годится для роли головного устройства. К тому же придется потратиться еще и на LCD-дисплей. Самая низкая цена полноценных DVD-ресиверов – 250 долл., а продвинутые системы с мощными усилителями и расширенным набором функций оцениваются в 500-800 долл. Однако если в автомобиле нужно создать домашний кинотеатр, если существует потребность не только слушать музыку, но и смотреть кино, альтернативы DVD нет, идея встраивать в машину видеомагнитофон в настоящее время выглядит анахронизмом. Параллельно с проигрывателями оптических дисков существуют и MD-ресиверы, активно продвигаемые компанией Sony. Как и в случае с другими устройствами, работающими с мини-дисками, компания заявляет, что их разработка позволяет получить более качественный звук, чем звук с CD-дисков. Однако MD-ресиверы устанавливаются в автомобилях очень редко, так как и в домашних аудиосистемах MD широкого распространения не получили. Также существует несколько моделей ресиверов 2DIN, которые наряду с кассетной декой и CD поддерживают возможность воспроизведения MD. |
Динамики
Главная задача акустической системы (неважно, располагается она в автомобиле или вне его) – качественно и с минимальными искажениями воспроизводить звук, полученный от головного устройства или усилителя. Причем, что бы ни писали на упаковках колонок, имеющих сомнительное происхождение, качественно воспроизводить весь частотный диапазон воспринимаемого человеческим ухом звука (от 20 Гц до 20 кГц) одна пара динамиков не в состоянии. |
Для этого потребуется как минимум трехполосная система, включающая высокочастотные динамики (твитеры), которые воспроизводят частотный диапазон от 4 до 20 кГц, среднечастотные динамики (от 500 Гц до 5 кГц) и колонки, воспроизводящие низкие частоты (от 30 Гц до 1 кГц), – сабвуферы.
При выборе акустической системы важно обращать внимание не на максимальную мощность, которая обычно отмечена на упаковке самыми крупными буквами, так как этот параметр говорит лишь о том, сколько ватт способны выдержать динамики, а на номинальную мощность, при которой уровень искажений не превышает заданный порог. Для прослушивания музыки в автомобиле на средней громкости обычно бывает достаточно 10-15 Вт на канал. Кстати, если в случае с магнитолой или усилителем речь идет о мощности устройства, то для динамика учитывается мощность, подаваемая на его обмотку. Фактически в звук преобразовывается менее 1% мощности, остальные 99% уходят в тепло.
По технологии изготовления различают коаксиальную и компонентную акустику. Коаксиальные системы отличаются тем, что в одном корпусе смонтировано сразу два (высоко- и среднечастотный) или даже три (для воспроизведения всего спектра частот) динамика, что значительно облегчает их установку, но такие системы не позволяют правильно ориентировать колонки, к тому же по качеству звука, как правило, они уступают компонентной акустике. Стандартный комплект поставки компонентной акустики, рассчитанной на разнесенную установку в машине, включает в себя два среднечастотных динамика, два твитера и два пассивных кроссовера, о которых будет сказано ниже.
Если машина полностью лишена акустики, то в небольших салонах автомобилей гольф-класса и меньше вполне можно ограничиться двухполосной (коаксиальной или разнесенной) системой, установленной в передней части машины. Установка еще двух среднечастотных колонок в задней части салона особого эффекта для водителя и пассажира на переднем месте не создаст, они будут обслуживать в основном только сидящих сзади, при этом центр звуковой картины немного сместится из передней части салона назад.
Если средне- и высокочастотные динамики обязательно должны быть парными, то сабвуфер вполне может работать один: при низкой частоте звука длина волны сопоставима с размером салона автомобиля или даже превосходит его, поэтому ни о какой направленности звука или создании стереоэффекта речь не идет. По этой же причине басовый динамик можно устанавливать в любой части автомобиля, но ввиду больших размеров (диаметр от 20 см) наиболее разумным местом его установки можно считать багажный отсек. В автомобиле седан или другом, имеющем отдельный багажник, сабвуфер придется устанавливать на задней полке или стыковать его к спинке заднего сиденья. Останется только определиться, будет динамик работать на весь объем багажного отсека (такая установка проще и называется Air Free, но тогда качество звука будет сильно меняться в зависимости от заполнения багажника) или необходимо создание для сабвуфера отдельного замкнутого объема. В случае с хэтчбеками, универсалами и внедорожниками, в которых багажный отсек является частью салона, место установки сабвуфера не имеет большого значения. Однако наличие замкнутого корпуса для динамика обязательно, иначе качество звука резко ухудшится. Чтобы не ограничивать возможности по транспортировке грузов и трансформации салона, коробка с сабвуфером обычно делается быстросъемной или устанавливается в боковую нишу, где не занимает много места.
Как и в домашнем кинотеатре, сабвуферы могут быть пассивными (корпусными или отдельными) и активными. Первые нуждаются в дополнительном усилителе с кроссовером, так как ни одна магнитола не имеет необходимой для работы басовика мощности. Активные сабвуферы поставляются уже в комплекте с усилителем и замкнутым корпусом. Вторая схема проще в подключении и установке, а также, как правило, доступнее, однако она не всегда позволяет в точности настроить работу сабвуфера под всю остальную систему и исключает возможность встроить басовик в машину с учетом формы ее багажника, кроме того, профессиональные установщики часто жалуются на низкое качество исполнения корпусов. Стоимость самых дешевых активных сабвуферов – 100 долл., а пассивного динамика ниже – от 40 долл. (отдельный) и от 80 (корпусной).
|
Усилители
Для обеспечения качественного воспроизведения звука зачастую оказывается недостаточно мощности встроенного в магнитолу усилителя, и тогда приходится позаботиться о внешних усилителях, которые позволят поднять мощность сигнала до необходимого уровня. Усилители в первую очередь различаются по количеству выходов (от 1 до 7), а также, разумеется, по мощности. |
Причем, как и в случае с другими аудиоустройствами, следует различать максимальную и номинальную мощность. При выборе усилителя следует отдавать предпочтение устройству, номинальная мощность которого примерно на 40% превосходит номинальную мощность акустики. Тогда усилитель будет работать с относительно небольшой нагрузкой, допуская минимальные искажения, которые в больших количествах, как правило, и приводят к выходу динамиков из строя.
Большинство усилителей уже имеет встроенные кроссоверы, что позволяет подключать к ним как сабвуферы, так и средне- и высокочастотные динамики и поддерживает возможность мостового соединения, когда два выхода можно объединить в один с трехкратным приростом мощности, которая бывает необходима для сабвуфера.
Самым удачным местом установки усилителя в автомобиле обычно являются недра передней панели автомобиля (важно следить, чтобы усилитель хорошо вентилировался и не подогревался воздуховодами отопителя), также прибор можно монтировать под сидением водителя или пассажира, находящегося рядом с водителем (необходимо предусмотреть надежную защиту от грязи и брызг). Усилитель, работающий на задние колонки, или сабвуфер удобнее всего монтировать в боковых нишах багажного отсека. Цены на простейшие усилители – 50 долл., стоимость устройств мощностью более двух киловатт может зашкаливать за 2000 долл.
Отдельный класс – усилители с декодером 5.1, предназначенные для создания в автомобиле эффекта кинотеатра.
|
По материалам www.autonews.ru
Справочник
- Авиатранспорт
- Авиатранспортные услуги
- Автозаправочные станции
- Автозапчасти
- Автомобили, прокат
- Автосервис
- Автостоянки
- Автотехпомощь, эвакуаторы
- Автотранспорт. логистика. такси
- Автотранспортные перевозки. логистика. такси
- Автошкола
- Вокзалы
- Городской электротранспорт
- Сервисные центры и кассы предварительной продажи билетов
- Спецтехника
- Такси
- Транспорт водный
- Транспорт железнодорожный
Рассчет расстояния
САРБК-ТВ