ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛИСТОВ

23. ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ

Грузовые перевозки, как и пассажирские (см. комментарии к разделу 22 Правил), подлежат лицензированию. Отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (? 158-ФЗ от 25 сентября 1998 г.) и постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2000 г. ? 326 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2000 г. ? 859).
Порядок лицензирования грузовых перевозок определяется «Положением о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации» [Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.97 г.
? 322].
Лицензированию подлежит деятельность юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выполняющих автомобильные перевозки грузов и пассажиров в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации (городские, пригородные, междугородные, в том числе межобластные).
Выдача лицензии на перевозки относится к компетенции Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации и осуществляется в том же порядке, что и при выдаче лицензий на пассажирские перевозки.
Перевозка грузов автомобильным транспортом регулируется различными нормативными актами, в том числе упомянутым в комментариях к разделу 22 Правил приказом Минтранса России от 9.03.95 г. ? 27 (см. комментарий к пункту 23.5 Правил).

23.1. Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
Данный пункт Правил не устанавливает конкретных значений весовых параметров перевозимого груза и распределения нагрузки по осям, поэтому при эксплуатации транспортного средства для определения значений рассматриваемых параметров следует руководствоваться его технической характеристикой, в которой предприятием-изготовителем указываются:
грузоподъемность — максимально допустимая масса перевозимого груза (для легкового автомобиля число мест и масса перевозимого груза в зависимости от количества перевозимых пассажиров; для автобуса — номинальная и предельная вместимость);
снаряженная и разрешенная максимальные массы транспортного средства (см. комментарий к термину «Разрешенная максимальная масса» пункта 1.2 Правил);
распределение снаряженной и разрешенной максимальных масс по осям.
Знание водителем данных показателей технической характеристики транспортного средства чрезвычайно важно для обеспечения безопасности дорожного движения и точного выполнения требований Правил.
Рассматриваемые параметры тесно связаны между собой, поэтому превышение массы полезной нагрузки и, как следствие, превышение разрешенной максимальной массы транспортного средства ведет к ухудшению параметров активной безопасности транспортного средства (устойчивости, управляемости и тормозных характеристик).
Одним из важнейших показателей технической характеристики является значение нагрузки на ось (т.е. нагрузки на дорогу, передаваемую колесами одиночной, наиболее нагруженной оси). Этот показатель связан как с массой перевозимого груза, так и с распределением полезной нагрузки на транспортном средстве. Нагрузка на ось влияет как на характеристики активной безопасности транспортного средства, так и на сохранность дорожных одежд и дорожных сооружений, рассчитываемых на определенные нагрузки.

23.2. Перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.
Правильное размещение груза и надежное крепление с учетом его особенностей на транспортном средстве являются залогом обеспечения безопасности дорожного движения при грузовых перевозках. Минимально необходимые требования к перевозке груза изложены в пункте 23.3 Правил. Однако при перевозке конкретных видов грузов могут предъявляться дополнительные требования, регламентируемые соответствующими нормативными документами (см. комментарии в начале настоящего раздела и к пункту 23.5 Правил).
Водитель обязан знать способы крепления и размещения различных грузов, особенности их перевозки и правильно применять это на практике.
Контролировать размещение, крепление и состояние груза водитель обязан как перед началом, так и в процессе перевозки.

23.3. Перевозка груза допускается при условии, что он:
не ограничивает водителю обзор [1];
не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства [2J;
не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой [3];
не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду [4].
Если состояние и размещение груза не удовлетворяют указанным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений перечисленных правил перевозки либо прекратить дальнейшее движение.
[1]
При размещении груза необходимо контролировать сохранение обзора не только спереди. Важно также обеспечить обзор сбоку и сзади. Если по каким-либо причинам груз ограничивает обзорность через заднее стекло, необходимо установить дополнительное зеркало заднего вида справа.
[2] Для того, чтобы груз не нарушал устойчивости транспортного средства, необходимо стремиться к равномерному распределению груза на транспортном средстве. При этом следует стараться размещать груз таким образом, чтобы центр тяжести транспортного средства с грузом находился как можно ниже.
В легковом автомобиле груз не должен мешать водителю в пользовании рулевым управлением, рабочей и стояночной тормозными системами, сигнальными и осветительными приборами.
[3] Груз не должен закрывать внешние световые приборы. Если в пути выйдут из строя приборы световой сигнализации, а расположение груза будет препятствовать правильному восприятию сигналов, подаваемых рукой, то необходимо остановиться и перераспределить груз так, чтобы сигналы были видны другими водителями. Для подачи сигналов можно воспользоваться услугами пассажира, сидящего в кабине автомобиля.
[4] Грузы, создающие шум, образующие пыль, загрязняющие дорогу и окружающую среду, должны перевозиться специализированными транспортными средствами или с использованием специальной тары. В ряде случаев (например, перевозка сыпучих грузов) возможно использование кузовов, закрытых плотным брезентом.

23.4. Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди - фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади - фонарем или световозвращателем красного цвета.
В габариты транспортного средства не входят съемные элементы (наружные зеркала и т.п.). За установленные габариты по ширине могут выступать шины вблизи контакта с дорогой, детали индикаторов давления в шинах; приспособления противоскольжения, надетые на колеса; боковые указатели поворотов и габаритные фонари (не более чем на 50 мм); устройства для закрепления таможенных пломб на грузе; резиновые накладки кузова, резиновые брызговики колес (не более чем на 50 мм на сторону).
При замере выступающего вперед или назад груза необходимо учитывать указанные выше допущения. Габаритную ширину груза следует измерять от края освещаемой поверхности включенного габаритного огня.
Для обозначения выступающего за габариты груза должны применяться устройства, перечисленные в данном пункте (см. также комментарий к пункту 8 Основных положений).
Примеры установки опознавательного знака «Крупногабаритный груз» показаны на рисунке:

 Опознавательные знаки "Крупногабаритный груз"
 Опознавательные знаки "Крупногабаритный груз"

 
23.5. Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с требованиями к транспортным средствам и правилами перевозки, установленными международными договорами Российской Федерации.
Движение транспортного средства, габаритные размеры которого с грузом или без груза превышают параметры, указанные в данном пункте Правил, рассматривается как перевозка крупногабаритного груза.
Требования к перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов регламентируются «Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации»*. Данная Инструкция распространяется также на транспортные средства с грузом, выступающим назад более чем на 2 м, а также на рефрижераторы и транспортные средства с изотермическими кузовами, превышающими по ширине 2,6 м. Полная информация по весовым ограничениям на транспортные средства для движения по дорогам России приведена в упомянутой инструкции.
В соответствии с указанной Инструкцией водители транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы, должны иметь при себе, кроме документов, предусмотренных пунктом 2.1 Правил, оформленные в установленном порядке разрешение на перевозку и пропуск. Разрешения на осуществление международных перевозок выдает Минтранс России в соответствии с требованием Федерального закона «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушения порядка их выполнения» (от 24 июля 1998 г., ? 127-ФЗ).
Разрешения на осуществление внутренних перевозок выдают соответствующие органы управления автомобильными дорогами по месту нахождения перевозчика.
После получения разрешения перевозчик согласовывает эту перевозку с ГИБДД, на территории обслуживания которой начинается маршрут перевозки. При согласовании определяются специальные требования к порядку перевозки груза, исходя из условий обеспечения безопасности дорожного движения, и выдается пропуск, предоставляющий право на движение транспортного средства. ГИБДД может установить дополнительные требования, касающиеся времени движения (с учетом загрузки дорог), скорости движения, наличия сопровождения и т.д. (при международных перевозках пропуск выдает Главное управление ГИБДД МВД России).
При прохождении маршрута перевозки груза через железнодорожные переезды, по железнодорожным мостам, путепроводам или по автодорожным путепроводам, находящимся на балансе железной дороги, согласование производится также и с начальником дистанции пути железной дороги, если:
ширина транспортного средства с грузом или без груза составляет 5 м и более, высота от поверхности дороги - 4,5 м и более;
длина транспортного средства с одним прицепом превышает 20 м или автопоезд имеет два и более прицепа, а также в других, специально оговоренных в Инструкции случаях.
На транспортных средствах, перевозящих крупногабаритный и тяжеловесный груз, должны быть установлены опознавательные знаки «Автопоезд», «Крупногабаритный груз» и «Длинномерное транспортное средство» в соответствии с пунктом 8 Основных положений.
Транспортные средства, перевозящие крупногабаритные и тяжеловесные грузы, а также в случаях, установленных Инструкцией, и транспортные средства, их сопровождающие, в соответствии с пунктом 16 Основных положений должны быть оборудованы проблесковыми маячками оранжевого или желтого цвета.
Порядок осуществления контроля за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов в процессе движения определен постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.99 г. ? 1079 «О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах». Согласно постановлению на федеральных и других автомобильных дорогах создаются только стационарные посты органов внутренних дел, пункты государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок, а также стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки.
Стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, организуются Минтрансом России по согласованию с МВД России.
Совместным распоряжением ГУГИБДД и Росавтодора от 6 мая 2000 г. введен в действие Временный регламент взаимодействия подразделений ГИБДД и органов управления федеральными дорогами общего пользования по контролю за проездом транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы [Совместное распоряжение подписано Главным Государственным инспектором безопасности дорожного движения РФ (?13\6 - 2243) и Генеральным директором Российского дорожного агентства (? РДА 15/1583]]. В соответствии с этим распоряжением контроль за соблюдением допустимых максимальных масс и осевых нагрузок транспортных средств при проезде по федеральным дорогам общего пользования производится подразделениями ГИБДД и органами Росавтодора на стационарных и передвижных пунктах весового контроля.
На стационарных пунктах, где контроль осуществляется с помощью автоматизированных систем, в случае выявления нарушения правил перевоз ки сотрудник ГИБДД останавливает транспортное средство и совместно с инспектором-оператором пункта проверяет наличие у перевозчика специальных разрешений и пропуска.
На передвижных пунктах весового контроля выявление тяжеловесных транспортных средств осуществляется сотрудником ГИБДД визуально с последующей его остановкой, проверкой документов и взвешиванием транспортного средства на переносных весах.
При выявлении факта нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов работник органа управления автомобильными дорогами осуществляет взимание соответствующей платы, а также составляет акт о нарушении правил перевозки тяжеловесных грузов, один экземпляр которого передается перевозчику, другой в суточный срок с момента составления акта представляется в орган управления дорогами для решения о принятии мер в соответствии с действующим законодательством.
Сотрудник ГИБДД принимает меры к недопущению дальнейшего движения тяжеловесного транспортного средства до устранения выявленных нарушений и в случае возникновения спорной ситуации направляет транспортное средство на специальную площадку, оборудованную весами для контрольного взвешивания.
Требования к перевозке опасных грузов регламентируются «Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» [Утверждены приказом Минтранса России от 08.08.95 г. ? 73, зарегистрирован в Минюсте России от 18.12.95 г. ? 997].
В соответствии с указанными Правилами все опасные грузы разделены на 9 классов:
1 - взрывчатые материалы;
2 - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
3 - легковоспламеняющиеся жидкости;
4 - легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества; вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
5 - окисляющие вещества и органические пероксиды;
6 - ядовитые вещества и инфекционные вещества;
7 - радиоактивные материалы;
8 - едкие и (или) коррозионные вещества;
9 - прочие опасные вещества.
Опасные грузы каждого класса в соответствии с физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировке разделяются на подклассы, категории и группы по ГОСТ 19433-88.
К опасным грузам, требующим особых мер предосторожности при перевозке, относятся вещества и материалы с физико-химическими свойствами высокой степени опасности по ГОСТ 19433-88 (далее по тексту «особо опасные грузы»).
Перевозка «особо опасных грузов» осуществляется с соблюдением специальных требований по обеспечению безопасности, утверждаемых в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. ? 372 «О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом».
При перевозке автомобильным транспортом «особо опасных грузов» грузоотправитель (грузополучатель) должен получить разрешение на перевозку от органов внутренних дел по месту его нахождения
Упомянутые выше Правила перевозки опасных грузов не распространяются на перевозки ограниченного количества опасных грузов на одном транспортном средстве. В них прямо указано, что при определении ограниченного количества конкретного вида опасного груза возможно использование требований Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОЛОГ). Например, без соблюдения требований указанных Правил может осуществляться перевозка 300 л автомобильного бензина, 1000 л дизельного топлива, 1000 кг сжиженного или 1000 л сжатого кислорода, 300 кг ацетилена растворенного, 300 кг пропана.
Документом, подтверждающим допуск транспортных средств к перевозке опасных грузов, является свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, форма которого утверждена «Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».
Выдача свидетельств производится подразделениями ГИБДД по месту регистрации (временной регистрации) в порядке, установленном Наставлением по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации [Утверждено приказом МВД России от 07.12.2000 г. ? 1240, зарегистрирован в Минюсте России от 25.01.2001 г., регистрационный ? 2548].
В соответствии с законодательством разрешение на перевозку ядерных материалов и радиоактивных веществ выдается органами Госатомнадзора России. Разработка маршрута транспортировки опасных грузов осуществляется автотранспортной организацией, выполняющей эту перевозку. Выбранный маршрут подлежит обязательному согласованию с подразделениями ГИБДД МВД России в следующих случаях:
при перевозке «особо опасных грузов»;
при перевозке опасных грузов, выполняемой в сложных дорожных условиях (по горной местности, в сложных метеорологических условиях -гололед, снегопад), в условиях недостаточной видимости (туман и т.п.);
при перевозке, выполняемой колонной более трех транспортных средств.
На транспортных средствах, перевозящих опасные грузы, устанавливается опознавательный знак «Опасный груз» (см. комментарий к пункту 8 Основных положений), который содержит в зашифрованном виде информацию о характере перевозимого груза и экстренных мерах по ликвидации последствий инцидентов с этим грузом.
Транспортные средства, перевозящие взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные и сильнодействующие ядовитые вещества (а также в случаях, установленных специальными правилами, и транспортные средства их сопровождающие) должны быть в соответствии с пунктом 16 Основных положений оборудованы проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета.
Опасные грузы должны перевозиться только специально приспособленными для этих целей транспортными средствами.
Так, автомобили, систематически используемые для перевозки взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, должны оборудоваться выпускной трубой глушителя с выносом ее в сторону перед радиатором. Если расположение двигателя не позволяет произвести такое переоборудование, то допустимо выводить выпускную трубу в правую сторону вне зоны кузова или цистерны и зоны топливной коммуникации.
Автомобили, используемые для перевозки опасных грузов, должны быть оборудованы металлической заземлительной цепочкой с касанием земли на участке протяженностью 200 мм и металлическим штырем для защиты от статических и атмосферных электрических зарядов на стоянке.
Перечисленные и иные требования к техническому состоянию и оборудованию транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов, регламентируются упомянутыми выше «Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».