50 руб
22. ПЕРЕВОЗКА ЛЮДЕЙ
Перевозка людей относится к наиболее ответственным видам перевозок, обеспечение безопасности которых в значительной мере зависит от водителя, а также от технического состояния транспортного средства.
Поэтому данный вид перевозок в обязательном порядке подлежит лицензированию в целях государственного регулирования этого вида деятельности, защиты интересов пассажиров, обеспечения безопасности дорожного движения и соблюдения экологических норм (см. комментарии к пункту 2.1 Правил и пункту 2 Основных положений).
Порядок лицензирования таких перевозок определяется Положением о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом (кроме международных) в Российской Федерации [Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.97 ? 295] и Положением о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации [Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.97 г ? 322]. Лицензированию подлежит деятельность юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и выполняющих городские, пригородные и междугородные перевозки пассажиров автобусами и перевозки пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой основе.
К лицензии прилагаются лицензионные карточки на каждое транспортное средство, цвет которых соответствует виду деятельности:
красный — перевозка пассажиров на коммерческой основе (стандартная лицензия);
синий — перевозка собственных работников предприятий, учреждений и организаций для производственных (служебных) целей (ограниченная лицензия).
форма лицензионной карточки, являющейся документом строгой отчетности, утверждается Минтрансом России (см. комментарий к пункту 2 Основных положений). Передача лицензии или лицензионной карточки другому юридическому или физическому лицу запрещается.
Установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие перевозки пассажиров без лицензии или с нарушением требований упомянутого Положения о лицензировании, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Основные требования к деятельности организаций и. водителей-предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, регламентируются «Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов» [Утверждено приказом Минтранса России от 9.03.95 г. ? 27, зарегистрировано в Минюсте России 9.06.95 г., регистрационный ? 868].
Это Положение регламентирует порядок приема водителей на работу и допуск их к осуществлению перевозок, процедуру стажировки водителей, контроль за состоянием здоровья водителей в процессе их трудовой деятельности, обеспечение эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии, обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов при организации перевозочного процесса.
В частности, организация, осуществляющая перевозку, обязана обеспечить условия для питания и отдыха водителей на маршрутах регулярных перевозок, предусмотреть время и место отдыха водителей в пути при направлении в дальние рейсы, обеспечить водителя необходимыми путевыми документами (путевыми листами, документами на перевозимый груз, графиками движения установленной формы).
На каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок должны быть составлены паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест и особенностей дорожных условий.
22.1. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими удостоверение на право управления транспортными средствами категории «С» (при перевозке более 8 человек, включая пассажиров в кабине, - категории «С» и «D») и стаж управления транспортными средствами данной категории более 3 лет [1]. Примечание.
Допуск военных водителей к перевозке людей на грузовых автомобилях осуществляется в установленном порядке [2].
[1] В зависимости от числа перевозимых пассажиров. Правила требуют наличия у водителя удостоверения категорий «С» или «С» и «D». Непременным условием допуска водителя к осуществлению пассажирских перевозок на грузовых автомобилях является также и стаж управления транспортными средствами категории «С» не менее 3 лет. Необходимость введения подобного требования очевидна, так как является минимальной гарантией подготовленности водителя грузового автомобиля к осуществлению пассажирских перевозок.
Независимо от уровня подготовленности, перед выездом на линию водители грузовых автомобилей, перевозящих людей, должны быть дополнительно проинструктированы должностными лицами автотранспортной организации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения при данном виде перевозок.
Во всех случаях водители, занятые на перевозке людей, должны знать и выполнять условия лицензии, хорошо знать маршрут движения и его особенности и по возможности осуществлять такие перевозки в светлое время суток.
[2] Порядок допуска военных водителей к перевозке людей на грузовых автомобилях устанавливается Министерством обороны Российской Федерации. Действующий порядок предусматривает, что для допуска к перевозке людей военные водители, имеющие водительское удостоверение категории «С», должны пройти подготовку и сдать теоретический и практический экзамены. Военнослужащим, сдавшим экзамены, выдается удостоверение о допуске к самостоятельному управлению грузовым автомобилем конкретной марки, оборудованным для перевозки личного состава. Указанное удостоверение действительно только на период воинской службы.
22.2. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован в соответствии с Основными положениями, при этом перевозка детей допускается только в исключительных случаях.
Требования к оборудованию грузового автомобиля в случае его использования для перевозки людей изложены в пункте 4 Основных положений. При оборудовании грузовых автомобилей с бортовой платформой для перевозки людей следует учитывать, что расстояние от сиденья до верхнего края борта должно быть не менее 0,3 м. Увеличение указанного размера уменьшает потенциальную опасность выпадения пассажиров в процессе движения, например, при резком изменении скорости или направления движения.
Следует по возможности избегать перевозки детей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, так как данный вид перевозок сопряжен с повышенной опасностью для пассажиров и требует от них соблюдения элементарной осторожности и дисциплины (пункт 5.2 Правил). Дети же могут неадекватно воспринимать окружающую обстановку, что, учитывая незащищенность пассажиров в кузове грузового автомобиля, может повлечь несчастные случаи.
Необходимо подчеркнуть, что при перевозке детей, которая допускается лишь в исключительных случаях, Основные положения предъявляют повышенные требования к оборудованию кузова грузового автомобиля с бортовой платформой в части регламентации высоты борта от уровня пола (не менее 0,8 м).
Организованная перевозка группы детей, как это установлено пунктом 22.6 Правил, должна осуществляться только на автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, обеспечивающим защиту детей от падения в процессе движения, в соответствии со специальными правилами.
22.3. Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.
От соблюдения требований данного пункта зависят удобство пассажиров при перевозке и, как следствие, их безопасность в процессе движения.
Расположение и количество мест для сидения в кузове грузового автомобиля Правилами не регламентированы, однако общая масса перевозимых пассажиров не должна превышать грузоподъемность транспортного средства. Кроме того, следует стремиться располагать сиденья таким образом, чтобы свести к минимуму возможность травмирования пассажиров при движении транспортного средства. Обычно сиденья располагают поперек кузова и закрепляют их за борта платформы.
22.4. Перед поездкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки и размещения в кузове.
Начинать движение можно только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены.
Водитель транспортного средства несет ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения. При перевозке пассажиров в кузове грузового автомобиля ответственность за соблюдение правил перевозки, посадки и высадки пассажиров также возлагается на водителя.
Перед каждой поездкой водитель должен подробно ознакомить пассажиров с правилами посадки, высадки и поведения в процессе движения в соответствии с разделом 5 Правил, оговорить условные сигналы о необходимости остановки транспортного средства.
Водитель перед началом движения должен лично убедиться в том. что все его указания пассажирами выполнены, а количество пассажиров не превышает числа мест для сидения в кузове.
В процессе движения водитель, насколько это возможно, должен контролировать поведение пассажиров в кузове.
22.5. Проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.
Перевозка лиц, сопровождающих груз или следующих за его получением, допускается на грузовом автомобиле, не оборудованном для перевозки людей. Однако необходимым условием является наличие мест для сидения, расположенных ниже уровня бортов, по числу находящихся в кузове людей. Лица, сопровождающие груз, должны быть предупреждены о порядке посадки и высадки из кузова автомобиля.
При перевозке людей в груженом транспортном средстве груз должен быть надежно закреплен от перемещения.
Перевозка людей, не связанных с получением или сопровождением груза, в грузовом автомобиле, не оборудованном для перевозки людей, запрещается.
22.6. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии со специальными правилами в автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей». При этом с детьми должен находиться взрослый сопровождающий.
Данное требование направлено на обеспечение безопасности дорожного движения при перевозке детей. Дети не всегда способны контролировать свои действия. В связи с этим сопровождающие лица должны внимательно следить за соблюдением детьми дисциплины и обязанностей пассажиров.
Требование о необходимости установки опознавательных знаков «Перевозка детей» (см. пункт 8 Основных положений) введено для выделения в транспортном потоке грузовых автомобилей и автобусов, перевозящих детей. При остановке таких автомобилей водители других транспортных средств должны снизить скорость и при необходимости остановиться, чтобы пропустить детей, переходящих дорогу (см. пункт 14.7 Правил).
Согласно пунктам 19.4 и 19.5 Правил транспортные средства, осуществляющие организованные перевозки групп детей, при движении должны включать ближний свет фар или противотуманные фары. Включение фар является дополнительной мерой безопасности и служит для предупреждения других водителей и лиц, уполномоченных регулировать движение.
Порядок осуществления перевозок пассажиров, в том числе и детей на автобусах в настоящее время регламентируется «Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» [Утверждено приказом Минтранса России от 8.01.97 г. ? 2, зарегистрировано в Минюсте России 14.05.97 г., регистрационный ? 1302].
22.7. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверьми и не открывать их до полной остановки.
Посадка и высадка пассажиров до полной остановки транспортного средства представляют опасность и влекут возможность травмирования пассажиров.
При движении с открытыми дверьми возможны выпадение пассажиров из транспортного средства или неудачные попытки сесть на ходу.
22.8. Запрещается перевозить людей:
вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;
сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.
Согласно данному пункту. Правил перевозить пассажиров разрешается только в кабине транспортного средства, в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или кузове-фургоне, а также на мотоцикле. При этом число людей не должно превышать количества, установленного инструкцией предприятия-изготовителя транспортного средства. Так, например, на сиденье рядом с водителем автомобиля ЗИЛ 431410 можно перевозить двух пассажиров. При этом масса пассажиров не должна превышать нагрузку, установленную предприятием-изготовителем транспортного средства в качестве максимально допустимой.
22.9. Перевозка детей допускается при условии обеспечения из безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием специальных детских удерживающих устройств.
Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла.
Этот пункт Правил выделен для обеспечения дополнительной безопасности при перевозки детей. Специальное детское удерживающее устройство должно соответствовать весу и росту ребенка. Более старших детей (до 12-ти лет) можно перевозить на заднем сиденье, усадив на плотную подушку и пристегнув ремнями безопасности. На переднем сиденье детей можно перевозить только при использовании специальных детских сидений.
- Авиатранспорт
- Авиатранспортные услуги
- Автозаправочные станции
- Автозапчасти
- Автомобили, прокат
- Автосервис
- Автостоянки
- Автотехпомощь, эвакуаторы
- Автотранспорт. логистика. такси
- Автотранспортные перевозки. логистика. такси
- Вокзалы
- Городской электротранспорт
- Сервисные центры и кассы предварительной продажи билетов
- Спецтехника
- Такси
- Транспорт водный
- Транспорт железнодорожный