50 руб
11. ОБГОН, ВСТРЕЧНЫЙ РАЗЪЕЗД
Обгон — один из наиболее сложных маневров, который требует от водителя точного расчета и достаточных навыков управления автомобилем. Как свидетельствует статистика, из-за ошибок при обгоне происходят 15—16% ДТП от числа происшествий по вине водителей транспортных средств. В соответствии с определением (см. комментарии к термину «Обгон» в пункте 1.2 Правил) обязательными его элементами являются выезд из занимаемой полосы и последующее опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств.
Обгон опасен тем, что он выполняется на повышенной скорости в условиях ограниченного обзора. Водителю необходимо контролировать траекторию движения, постоянно следить за обгоняемым автомобилем и соизмерять собственную скорость и положение по отношению к другим транспортным средствам. Поэтому, начиная обгон, водитель должен примерно представлять себе требуемую протяженность участка для обгона и время, необходимое для выполнения этого маневра. Естественно, что обгонять можно только в пределах разрешенной на данном участке дороги скорости.
Наибольшую сложность представляет обгон с выездом на полосу (сторону) встречного движения, так как в условиях ограниченной видимости возможно столкновение со встречными транспортными средствами.
Путь обгона зависит от многих факторов. Существенно влияют на продолжительность обгона скорость и динамические качества автомобилей, длина обгоняемого транспортного средства, опыт водителей. Путь обгона сокращается, если обгоняющий автомобиль обладает хорошими динамическими качествами. Это имеет важное значение в плотных транспортных потоках, когда обгон начинается при одинаковых скоростях обгоняемого и обгоняющего автомобилей. И если в процессе обгона водитель обгоняющего автомобиля имеет возможность увеличить скорость, это позволяет сократить путь и время обгона.
В зависимости от конкретных значений перечисленных факторов длина пути обгона и его продолжительность существенно различаются.
При необходимости получить данные, характеризующие конкретный случай обгона, следует воспользоваться соответствующими формулами и объяснениями, имеющимися в ряде книг и учебных пособий [Афанасьев Л.Л. и др. Конструктивная безопасность автомобиля. - М: Машиностроение, 1983. 212 с.
Афанасьев МБ. Водителю о дорожном движении. - М.: ДОСААФ, 1980. — 160 с. Боровский Б.Е. Безопасность движения автомобильного транспорта. М.: Лениздат, 1984. 304 с].
11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что:
полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам [1];
следующее позади по той же полосе транспортное средство не начало обгон, а транспортное средство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево [2];
по завершении обгона он сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу [3].
[1] Обгонять разрешается при определенных условиях, перечисленных в данном пункте Правил. Одним из основных условий для начала обгона является возможность выезда на соседнюю полосу движения бет создания помех всем, кто движется по этой полосе во встречном или в попутном направлениях. Маневр перестроения должен выполняться в соответствии с требованиями пунктов 8.1 и 8.2 Правил.
[2] На водителя, собирающегося начать обгон, возлагается обязанность убедиться также и в том, что его никто не обгоняет и что движущееся впереди транспортное средство не собирается совершить обгон, разворот, поворот (перестроение) налево.
Признаком того, что движущееся впереди транспортное средство намеревается повернуть налево или развернуться, может служить, кроме включения сигналов поворота, уменьшение скорости его движения и включение стоп-сигналов.
Лишь убедившись в безопасности маневра, можно включать указатели поворота, но помнить, что это не дает никаких преимуществ в движении (см. комментарии к пункту 8.2 Правил). В сомнительной ситуации всегда лучше выждать и не начинать обгон.
[3] Данное требование подразумевает, что обгоняющее транспортное средство не будет помехой для обгоняемого, т.е. не вынудит его изменить направление движения или скорость. Иными словами, нельзя при завершении обгона резко поворачивать вправо для возвращения на ранее занимаемую полосу движения — нельзя «подрезать». Опытный водитель, только опередив обгоняемого примерно на 20-30 м, начинает перестраиваться на правую полосу, предварительно включив правые указатели поворота.
11.2. Обгонять безрельсовое транспортное средство разрешается только с левой стороны [1]. Однако обгон транспортного средства, водитель которого подал сигнал поворота налево и приступил к выполнению маневра, производится с правой стороны [2].
[1] Во всех случаях обгон должен выполняться слева. Как следует из требований пункта 11.1 Правил водитель перед началом обгона должен спрогнозировать поведение водителей других транспортных средств, двигающихся впереди, позади и справа от него. Он должен оценить скорости транспортных средств и требуемый интервал времени для обгона, а также другие факторы. Учитывая значительный объем информации, который требуется обработать при подготовке к обгону и быструю изменчивость дорожно-транспортной ситуации во всех странах, где принято правостороннее движение, с целью повышения безопасности обгон справа запрещен, поскольку расположение места водителя слева обеспечивает лучший обзор при обгоне слева. Кроме того такой порядок обгона позволяет реализовать требования Правил о необходимости занимать правые полосы и наличии определенных ограничений на расположение транспортных средств на проезжей части (например, пункты 9.4, 9.5 и 16.1 Правил).
[2] Разрешение обгонять справа в данной ситуации направлено на исключение неоправданных задержек. При этом обгон справа должен быть выполнен с соблюдением условий, перечисленных в пункте 11.1 Правил.
Если же из-за недостаточной ширины проезжей части или плотного транспортного потока обгон справа невозможен, водитель должен оставаться на своей полосе и продолжить движение лишь после освобождения ее движущимся впереди транспортным средством.
Слова «приступил к выполнению маневра» означают, что транспортное средство, двигаясь по траектории левого поворота, начинает освобождать занимаемую полосу и выходит на полосу движения, расположенную слева от ранее занимаемой.
11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону повышением скорости движения или иными действиями.
Рассматриваемое требование прямо запрещает водителю обгоняемого транспортного средства начинать обгон или как-то иначе препятствовать обгону, совершаемому другим водителем, в том числе путем повышения скорости. Увидев, что следующее позади транспортное средство включило световой сигнал поворота, свидетельствующий о перестроении, и приступило к обгону, то есть уже движется по траектории обгона, водитель обязан отказаться от своего намерения совершить обгон и продолжить движение прямо без увеличения скорости. Водитель обгоняемого транспортного средства восприняв сигнал об обгоне, не должен увеличивать скорость, «теснить» обгоняющего, продолжая движение по середине проезжей части. Опытный водитель обычно помогает обгоняющему, жестом руки «приглашая» к обгону. И хотя такие сигналы не предусмотрены Правилами, они, безусловно, будут полезными.
Улучшению условий для обгона способствует требование пункта 9.11 Правил, которое предлагает определенным категориям транспортных средств поддерживать между собой дистанцию, обеспечивающую возможность совершения обгона, а также пункта 11.6 Правил (см. соответствующий комментарий).
11.4. По завершении обгона (кроме разрешенного обгона с правой стороны) водитель обязан вернуться на ранее занимаемую полосу движения. Однако при двух и более полосах для движения в данном направлении водитель, производящий обгон, может с учетом пункта 9.4 Правил остаться на левой полосе, если по возвращении на ранее занимаемую полосу ему пришлось бы сразу начать новый обгон и если он не создает помех транспортным средствам, движущимся за ним с более высокой скоростью.
Как следует из определения термина «Обгон» (см. комментарии к термину в пункте 1.2 Правил), этот маневр не включает в себя в качестве заключительной фазы возвращение на ранее занимаемую полосу движения.
Поэтому при обгоне с выездом на полосу встречного движения, в том числе и на среднюю полосу трехполосной дороги, требование данного пункта о возвращении на ранее занимаемую полосу носит безусловный характер, поскольку оно исходит из общего принципа правостороннего движения.
При обгоне в пределах «своей» половины проезжей части это требование не столь категорично и в ряде случаев имеются исключения. По общему правилу водитель должен вернуться на ранее занимаемую полосу движения, что вытекает из положений пункта 9.4 Правил (запрещается занимать левые полосы при свободных правых вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах при движении по дорогам, обозначенным знаками 5.1 или 5.3 либо где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч). Однако рассматриваемый пункт Правил в указанных в нем случаях разрешает остаться на полосе, занятой для обгона, причем такое занятие левой полосы не противоречит второму абзацу пункта 9.4 Правил, допускающему использовать наиболее удобную для движения полосу.
11.5. Обгон запрещен:
на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной (за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа) [1];
на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов [2];
на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними [3];
транспортного средства, производящего обгон или объезд [4];
в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения [5].
[1] На перекрестках обгон представляет повышенную опасность и поэтому запрещен. Именно на перекрестках возникает большое количество происшествий и конфликтных ситуаций, поскольку здесь пересекаются транспортные и пешеходные потоки. Однако, если обгон происходит без выезда на полосу встречного движения при движении через перекресток на зеленый сигнал светофора, такой обгон разрешается при условии обеспечения безопасности пешеходов (см. комментарии к разделу 14 Правил) и соблюдении правил маневрирования (см. комментарии к разделу 8 Правил).
Упомянутые здесь исключения касаются лишь трех случаев, когда разрешен обгон на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной. Обгон не запрещен на нерегулируемых перекрестках при движении по главной дороге при отсутствии перечисленных в данном пункте Правил условий, ограничивающих этот маневр, а также если знаки и разметка не запрещают обгон.
Обгон также не запрещен в местах выезда на дорогу из дворов и других прилегающих территорий, поскольку эти места согласно определению термина «Перекресток» не являются таковыми.
В местах выезда на дорогу с прилегающих территорий обгон не запрещен |
[2] Запрещение обгона на пешеходных переходах связано с повышенной опасностью такого маневра в местах, где разрешено переходить проезжую часть. Разумеется, на регулируемых переходах при движении по разрешающему сигналу обгон разрешен при условии соблюдения требований пунктов 14.3 - 14.5 Правил.
Нарушение данного требования будет иметь место только в том случае если в момент пересечения пешеходного перехода транспортное средство находилось в процессе перестроения либо опережения обгоняемого транспортного средства.
Ситуация, когда водитель легкового автомобился нарушает пункт 11.5 Правил
момент начала обгона - смена полосы движения | непосредственное опережение |
По «букве» Правил данное требование не имеет исключений и подразумевает, что обгон запрещен при любой ширине проезжей части. Однако по сути и по смыслу при двух и более полосах движения в данном направлении при наличии на переходе пешеходов на стороне встречного движения обгон в пределах «своей» половины дороги возможен, если этот маневр не создает помех пешеходам.
[3] На железнодорожных переездах происходят наиболее тяжелые по своим последствиям дорожные происшествия. Поэтому Правила содержат определенный перечень требований к порядку движения на переездах (см. комментарии к разделу 15 Правил). В отношении обгона установлен жесткий регламент - этот маневр запрещен как на самих переездах, так и за 100 м перед ними. Правила не запрещают обгон сразу после переезда при условии, что разметка, знаки и сама ситуация не накладывают ограничений на процесс обгона.
[4] Такой обгон иногда называют «двойным обгоном». Его опасность заключается в том. что водителю второго обгоняющего транспортного средства не видна дорожная ситуация из-за двух автомобилей впереди. На рисунке ниже показаны три случая «двойного» обгона, который запрещается Правилами. Данное ограничение распространяется и на случай, когда движущееся впереди транспортное средство осуществляет объезд стоящего транспортного средства или иного препятствия.
Случаи запрещенного "двойного" обгона
на дорогах с односторонним движением | на дорогах с односторонним движением |
|
|
на дороге с двухсторонним движением |
[5] К участкам дорог с ограниченной видимостью относятся закругления малого радиуса, извилистые участки, проходящие через лесные массивы или по застроенной территории. В конце подъема видимость ограничивает перелом продольного профиля дороги. Обгон в конце подъема не запрещен, если выполняется без выезда на полосу встречного движения. Перечисленные здесь места, как правило, обозначаются соответствующими предупреждающими знаками, что облегчает водителю выбор правильного режима движения.
Обгон в конце подъема в выездом на полосу встречного движения запрещен |
Следует воздержаться от обгона при тумане, сильном снегопаде или дожде, когда резко ограничивается видимость в направлении движения. В таких случаях водители должны не только воздержаться от обгона, но и снизить скорость с учетом условий видимости, как того требует пункт 10.1 Правил.
11.6. Водитель тихоходного или крупногабаритного транспортного средства вне населенных пунктов в случаях, когда обгон этого транспортного средства затруднен, должен принять как можно правее, а при необходимости и остановиться, чтобы пропустить скопившиеся за ним транспортные средства.
Требование данного пункта направлено на повышение пропускной способности дорог и создание благоприятных условий для движения быстроходных транспортных средств. Правила возлагают на водителей транспортных средств, которые в силу различных причин не могут двигаться со скоростью транспортного потока или своими габаритами создают помехи движению, обязанность принимать возможные в данных условиях меры для пропуска более быстроходных автомобилей, следующих сзади. Водители, которым адресовано это требование, должны постоянно следить за обстановкой позади и незамедлительно реагировать на сигналы о намерении совершить обгон. Выполнение этого требования особенно актуально на узких двухполосных дорогах.
11.7. Если встречный разъезд затруднен, то водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. На уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, при наличии препятствия уступить дорогу должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.
Под препятствием подразумевается любая физическая преграда, затрудняющая дальнейшее движение по данной полосе проезжей части (стоящее неисправное транспортное средство, ограждение места работ и т.п.). Требование данного пункта распространяется на случаи, когда на дороге перед местами, где затруднен встречный разъезд, отсутствуют знаки 2.6 «Преимущество встречного движения» и 2.7 «Преимущество перед встречным движением». При наличии этих знаков водители обязаны руководствоваться ими.
Если разъезд осуществляется в местах, где установлены знаки 1.13 «Крутой спуск» или 1.14 «Крутой подъем», преимущество в движении имеет транспортное средство, движущееся на подъем. Приоритет движущегося на подъем транспортного средства установлен в связи с тем, что остановка на подъеме сопряжена с определенными трудностями трогания с места, особенно в условиях скользкой проезжей части, и в связи с более медленным разгоном после трогания с места.
- Авиатранспорт
- Авиатранспортные услуги
- Автозаправочные станции
- Автозапчасти
- Автомобили, прокат
- Автосервис
- Автостоянки
- Автотехпомощь, эвакуаторы
- Автотранспорт. логистика. такси
- Автотранспортные перевозки. логистика. такси
- Вокзалы
- Городской электротранспорт
- Сервисные центры и кассы предварительной продажи билетов
- Спецтехника
- Такси
- Транспорт водный
- Транспорт железнодорожный