Новые объявления

Lexus RX

2023 г.в., 279 л.с., 1 км.

9 900 000 руб

Daewoo

2008 г.в., 80 л.с., 127 789 км.

155 000 руб

Toyota Camry

2011 г.в., 167 л.с., 320 000 км.

977 000 руб

10. СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения [1], учитывая при этом интенсивность движения [2], особенности и состояние транспортного средства и груза [3], дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения [4]. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства [5].
[1]
Ограничение скоростного режима движения транспортных средств является действенным средством предупреждения ДТП и снижения тяжести их последствий. Ограничения делятся на общие, специальные и локальные. Общие ограничения скорости для дорог вне населенных пунктов предписано устанавливать во всех странах, применяющих на своей территории Конвенцию о дорожном движении 1968 г. с учетом поправок вступивших в силу 3 сентября 1993 г. (пункт 2 статьи 13). Эти ограничения водятся Правилами дорожного движения.
Общие ограничения скорости движения установлены пунктами 10.2 — 10.4 Правил и распространяются на всю улично-дорожную сеть страны.
Специальные ограничения скорости вводятся для определенных типов транспортных средств или определенных видов перевозок (перевозка опасных, тяжеловесных или крупногабаритных грузов и т.п.).
Локальные ограничения скорости устанавливаются, исходя из условий движения на конкретных участках дорог. В отличие от общих и специальных ограничений, локальные вводятся только при помощи дорожных знаков.
Установленный верхний предел скорости не гарантирует безопасности движения, поэтому водитель транспортного средства обязан самостоятельно выбирать оптимальный скоростной режим, в пределах установленного Правилами с учетом совокупности факторов, названных в данном пункте Правил.
[2] Интенсивность движения - важнейшая характеристика транспортного потока, которая принимается во внимание при выборе методов организации движения, в частности, при решении вопроса о необходимости введения светофорного регулирования.
Интенсивность движения определяется количеством транспортных средств, проходящих через какой-либо участок дороги в единицу времени (обычно, в течение часа).
Водители оценивают интенсивность движения, руководствуясь субъективными впечатлениями. Представление об интенсивности движения складывается по тому, насколько заполнена транспортными средствами проезжая часть, с какой скоростью движется транспортный поток, с какими интервалами следуют друг за другом автомобили. С ростом интенсивности увеличивается плотность движения (количество транспортных средств на единицу длины дороги, например, на 1 км) и возрастает сложность маневрирования, особенно при обгонах.
При высокой интенсивности движения водители должны соизмерять скорость своего транспортного средства со скоростью транспортного потока. Как показывают исследования, наиболее безопасной является скорость, равная или близкая к средней скорости транспортного потока. Если же скорость автомобиля отличается от средней скорости потока на 30 км/ч (в любую сторону), то вероятность быть вовлеченным в ДТП для такого автомобиля возрастает примерно в 10 раз по сравнению с теми, которые движутся со средней скоростью потока.
Водители должны выбирать скорость и с учетом интенсивности пешеходного движения. Если по тротуару пешеходы идут сплошным потоком, то надо предвидеть возможность их выхода на проезжую часть и быть готовым избежать наезда. Особенно внимательным необходимо быть по отношению к престарелым участникам движения, детям и инвалидам.
Водитель должен с повышенным вниманием проезжать мимо любого скопления людей на тротуаре, мимо остановочных пунктов маршрутных транспортных средств и помнить, что Правила разрешают пешеходам в определенных случаях переходить дорогу вне пешеходных переходов и двигаться по проезжей части (см. комментарии к разделу 4 Правил).
[3] Водитель при выборе скорости должен учитывать характеристики транспортного средства (динамику разгона и мощность двигателя, состояние тормозной системы, шин, рулевого управления) и особенно параметры перевозимого груза, его размещение на транспортном средстве. Например, чем выше центр тяжести груза, тем опаснее становится движение на закруглениях дорог. Зная высоту Н расположения центра тяжести автомобиля с грузом, ширину колеи автомобиля В и радиус закругления дорога R в метрах, можно ориентировочно определить предельно допустимую по условиям устойчивости скорость движения V (в км/ч) по формуле:
Из приведенной формулы следует, что чем выше центр тяжести, чем уже колея автомобиля и меньше радиус закругления, тем меньше будет величина скорости, при которой обеспечена устойчивость автомобиля против опрокидывания.
Физические характеристики перевозимого груза также должны приниматься во внимание водителем. Например, нельзя развивать большую скорость при перевозке жидкостей в цистернах, особенно при неполной их загрузке. Смещающаяся по инерции жидкость при резком торможении создает дополнительную толкающую силу, и тем самым увеличивается остановочный путь. При движении на повороте смещение жидкости может привести к опрокидыванию автомобиля.
[4] Дорожные условия — понятие, включающее в себя собственно дорогу (см. комментарий к термину «Дорога» в пункте 1.2 Правил) и элементы ее обустройства — дорожные знаки, светофоры, разметку, ограждения и т.п. Наиболее важными факторами, определяющими дорожные условия и влияющими на выбор скорости, являются ширина проезжей части и ее состояние (сухая, влажная, заснеженная, обледенелая), продольный и поперечный профиль дороги, радиусы закруглений. Естественно, что на широкой и прямой дороге с твердым покрытием при благоприятных условиях можно двигаться с наибольшей разрешенной скоростью. На узких, извилистых участках скорость должна быть снижена, поскольку наличие на дороге других транспортных средств ограничивает возможности для маневрирования.
Состояние проезжей части, ее ровность и качество покрытия существенным образом влияют на выбор скорости. При прочих равных условиях в дождь, при снегопаде и особенно гололедице скорость следует снижать, поскольку путь торможения автомобиля возрастает в несколько раз.
Путь торможения ST (путь, проходимый с начала действия тормозов до полной остановки автомобиля) зависит от начальной скорости, состояния покрытия дороги и приближенно может быть определен по формуле:
ST= КэV2/254 j
где: Кэ — коэффициент, учитывающий эксплуатационные условия торможения (для легковых автомобилей можно принять Кэ = 1,0, а для грузовых - 1,2); V — скорость автомобиля, км/ч;
254 — коэффициент размерности; 
j - коэффициент сцепления шины с дорогой (для сухого асфальтобетонного покрытия j составляет в среднем 0,7; для мокрого — 0,4; для укатанного снежного покрытия — 0,2; для обледенелого покрытия — 0,1).
Остановочный путь So больше пути торможения ST и представляет собой расстояние, на котором может быть остановлен автомобиль с учетом реакции водителя и времени срабатывания тормозного привода:
S0=(t1+t2)V/3,6+KэV2\254j
где: t1 — время реакции водителя (изменяется в пределах от 0,4 с до 2,0 с. В среднем для простоты расчетов можно принять t1 = 1,0 с);
t2 — время срабатывания тормозного привода (для тормозных систем с гидравлическим приводом t2 = 0,5 с; для систем с
пневматическим приводом t2 = 0,9 с; для прицепов и полуприцепов t2 = 1,5 — 2,0 с);
3,6 и 254 — коэффициенты размерности;
V, Кэ и j - см. предыдущую формулу. Водитель при выборе скорости должен учитывать видимость в направлении движения, поскольку остановочный путь автомобиля не должен быть больше того расстояния, на котором водитель просматривает дорогу. В противном случае неизбежен наезд на препятствие или столкновение с объектом, который может появиться на пути движения автомобиля.
При экспертных оценках технической возможности остановки транспортного средства в конкретных условиях исходят из величины остановочного, а не тормозного пути.
С использованием приведенной выше формулы построены графики изменения остановочного пути в зависимости от начальной скорости торможения и состояния покрытия. Из этих графиков наглядно видно, как возрастает остановочный путь автомобиля на обледенелом покрытии по сравнению с сухим. Так, при скорости 60 км/ч остановочный путь грузового автомобиля на сухом покрытии будет (при t1= 1,0 с, t2=0,5 с, Кэ= 1,2, j = 0,7):
So = (1,0+0,5)*60/3,6+1,2*602/254*0,7 ~ 49 м
При той же скорости и тех же исходных данных, но на обледенелом покрытии So = 219 м.
Во всех случаях скорость должна быть такой, чтобы водитель мог остановить транспортное средство в пределах просматриваемого участка с учетом метеорологических условий (дождь, снег, туман и т.п.).
Элементарные расчеты показывают, что в ночное время при освещении дороги ближним светом фар на расстояние 40—50 м и при мокром покрытии максимально допустимой по условиям видимости является скорость 55—60 км/ч, а при освещении дороги дальним светом на расстояние 100-110 м - не более 85-90 км/ч.

 Зависимость остановочного пути автомобиля от скорости и коэффициента сцепления шин с дорогой
 Зависимость остановочного пути автомобиля от скорости и коэффициента сцепления шин с дорогой (j = 0,1 - гололедица; j = 0,2 - укатанный снег; j=0,4 - мокрый асфальтобетон; j = 0,7 - сухой асфальтобетон)

[5] Снижение скорости и, если это необходимо, полная остановка транспортного средства являются наиболее эффективными мерами по предупреждению ДТП и снижению тяжести возможных последствий при столкновениях, наездах и т.п.
Правила содержат целый ряд предписаний по снижению скорости и остановке транспортного средства в конкретных условиях. Такие предписания имеются практически во всех разделах Правил. Они могут вытекать из требований соответствующих дорожных знаков, разметки, определяться сигналами светофора или регулировщика, порядком проезда перекрестков и другими требованиями. Эти требования необходимы, прежде всего, в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Принимать меры к снижению скорости вплоть до полной остановки транспортного средства водитель должен и в случае возникновения опасности. Разумеется, если появившееся на дороге препятствие можно объехать, не прибегая к торможению, то водитель вправе это сделать. Ситуации и характер опасности могут быть самыми разными, а поэтому различными могут быть и действия водителя по предупреждению ДТП. Он может прибегнуть к ним при условии, что безопасность движения будет обеспечена. Но если такой гарантии нет, водитель должен при возникновении опасности немедленно принять меры к снижению скорости. Здесь требование Правил определенное и категоричное. Конечно, возможна ситуация, когда даже торможение не может предотвратить происшествия. Поэтому Правила требуют принять возможные меры, т.е. сделать то, что реально может сделать водитель. Именно это обстоятельство впоследствии и становится основным при решении вопроса об ответственности водителя.
Опасность для движения - это ситуация, в которой продолжение движения создает угрозу и может привести к ДТП. Такая ситуация может возникнуть из-за технической неисправности транспортного средства, неожиданного появления на пути движения автомобиля людей, животных, резкого торможения движущегося впереди транспортного средства и т.п.
Здесь следует обратить внимание на то, что в Правилах речь идет не о любой опасности, а только о той, которую водитель в состоянии обнаружить с учетом конкретных условий. Например, водитель вряд ли в состоянии обнаружить на залитой водой проезжей части скрытую от глаз яму или открытый люк колодца, которые реально представляют опасность для движения и могут привести к ДТП.

10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч [1]. Примечание.
По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может повышаться скорость (с установкой соответствующих знаков) на участках дорог или полосах движения для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью [2]. В этом случае ограничении скорости не должны превышать значений, установленных для соответствующих видов транспортных средств на автомагистралях.
[1]
Скорость 60 км/ч в соответствии с настоящим пунктом Правил является предельно разрешенной в населенных пунктах на всех дорогах, если перед населенным пунктом установлены знаки 5.23.1 или 5.23.2 «Начало населенного пункта» (с белым фоном). Если же перед населенным пунктом установлен знак 5.25 (с голубым фоном), то при движении по данной дороге общее для населенных пунктов ограничение скорости не действует. Однако при съезде с этой дороги на другие дороги данного населенного пункта водитель должен придерживаться всех ограничений, которые Правила распространяют на населенные пункты.
На отдельных участках улично-дорожной сети могут вводиться локальные, более низкие ограничения. Во всех случаях водители транспортных средств не должны превышать скорость, предписанную при согласовании условий перевозки, указанную на опознавательном знаке «Ограничение скорости», или скорость, определенную технической характеристикой транспортного средства. При любых ограничениях остается в силе общий принцип выбора скорости, сформулированный в пункте 10.1 Правил.
[2] На отдельных участках дорог в населенных пунктах, где имеются условия для безопасного движения со скоростями выше установленных Правилами, могут вводиться повышенные скоростные режимы путем установки соответствующих дорожных знаков 3.24. В зависимости от местных условий может вводиться и дифференцированное ограничение по типам транспортных средств, по времени суток или дням недели (путем применения со знаком 3.24 соответствующих дополнительных табличек).
Решения о повышении скорости на отдельных дорогах в населенных пунктах должны приниматься органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:
легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях - со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах - не более 90 км/ч [1];
междугородным и маломестным автобусам и мотоциклам на всех дорогах - не более 90 км/ч [2];
другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях - не более 90 км/ч, на остальных дорогах - не более 70 км/ч [3];
грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове - не более 60 км/ч [4];
транспортным средствам, осуществляющим организованные перевозки групп детей - не более 60 км/ч [5].
Настоящим пунктом устанавливаются общие ограничения скорости для перечисленных категорий транспортных средств по дорогам вне населенных пунктов, а также на участках дорог, проходящих через населенные пункты, обозначенные дорожными знаками 5.25. Указанные в данном пункте ограничения на отдельных участках дорог могут быть уменьшены путем установки соответствующих знаков 3.24.
Следует подчеркнуть, что вне населенных пунктов Правила не предусматривают возможности повышения пределов установленных ограничений.
[1]
К легковым автомобилям относятся все типы автомобилей, предназначенные для перевозки людей и имеющие не более 8 мест, помимо сиденья для водителя. К легковым приравниваются и грузо-пассажирские автомобили, сконструированные на базе легковых. Среди выпускаемых отечественной промышленностью автомобилей такого типа можно назвать УАЗ-3151, ГАЗ-310221, их модификации на базе более новых моделей и т.п.
К грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т (см. комментарий к этому термину) относятся малотоннажные автомобили, такие как УАЗ-3303, УАЗ-3741, ГАЗ-3302 «Газель», ИЖ-27171 и аналогичные по характеристикам автомобили отечественного и зарубежного производства.
[2] К категории междугородных относятся только автобусы, специально сконструированные и предназначенные для дальних пассажирских перевозок и отличающиеся повышенной комфортностью (предусмотрены все места для сидения), наличием вместительного багажного отсека, улучшенными ходовыми и тормозными качествами. К междугородным по смыслу данного пункта Правил относятся также экскурсионные и туристические автобусы с аналогичными параметрами. Здесь важно, что автобус относится к категории «междугородного», а не только используется для междугородного сообщения. Поэтому, если, например, автобус городского типа по каким-то причинам выполняет междугородный рейс, то в этом случае он не должен двигаться со скоростью более 90 км/ч на автомагистрали и более 70 км/ч - на остальных дорогах.
Из находящихся сегодня в эксплуатации к междугородным относятся автобусы Львовского автобусного завода - ЛАЗ-699, венгерские автобусы Икарус-250, 255, 256 и другие модели зарубежных фирм.
К маломестным относятся автобусы длиной до 5 м, используемые как правило, на внутригородских перевозках в качестве маршрутных такси и для эпизодических перевозок людей. К ним можно отнести автобусы РАФ-2203 (и его модификации), УАЗ-2206, ГАЗ-3221 (и его модификации).
Для мотоциклов (см. комментарии к этому термину в пункте 1.2 Правил) установлены такие же скоростные ограничения. Наличие или отсутствие бокового прицепа у мотоцикла не имеет значения.
[3] К другим автобусам относятся все, кроме упомянутых в предыдущем комментарии, т.е. городские (внутригородские) и местного сообщения. Отличительной характеристикой таких автобусов является наличие определенного количества мест, предназначенных для стоящих пассажиров, отсутствие багажного отсека и меньший комфорт для пассажиров. Среди таких автобусов можно назвать ПАЗ-3201, 3205 (и их модификации), КАвЗ-3976 (и его модификации), ЛАЗ-5252 (и его модификации), а также автомобили для перевозки людей, сконструированные на шасси грузовых автомобилей.
[4] Перевозка людей на грузовых автомобилях сопряжена с повышенной опасностью, поэтому Правила предписывают пониженный до 60 км/ч предел скорости.
[5] Исходя из пункта 22.6 Правил, организованная перевозка группы детей может осуществляться только в автобусах (не относящихся к маршрутным) или на грузовых автомобилях с кузовом-фургоном. Учитывая особый характер таких перевозок, Правила устанавливают (как и при перевозке людей в грузовых автомобилях) предельную скорость на любых дорогах не более 60 км/ч, если меньшая скорость не установлена дорожными знаками. Это значит, что и на автомагистралях при организованной перевозке группы детей скорость не должна быть выше 60 км/ч.

10.4. Транспортным средствам, буксирующим механические транспортные
средства, разрешается движение со скоростью не более 50 км/ч [1]. Транспортным средствам, перевозящим крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, разрешается движение со скоростью, не превышающей скорости, установленной при согласовании условий перевозок [2].
[1]
В связи с тем, что при буксировке существенно усложняется управление автомобилем, увеличивается остановочный путь и ухудшается маневренность, Правила устанавливают для таких случаев ограничение скорости. Причем это ограничение сохраняется повсеместно, включая и населенные пункты, а также участки дорог, где с помощью знака может быть установлен более высокий предел скорости.
[2] В соответствии с действующим порядком (см. комментарии к пункту 23.5 Правил и к пункту 15 Основных положений) при согласовании условий перевозки в зависимости от характера груза, других обстоятельств может быть ограничена скорость движения данного транспортного средства. В этом случае перевозчик обязан установить (нанести) на транспортном средстве опознавательный знак «Ограничение скорости» с указанием величины ограничения (см. комментарий к пункту 8 Основных положений).

10.5 Водителю запрещается:
превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой транспортного средства [1];
превышать скорость, указанную на опознавательном знаке «Ограничение скорости» [Здесь и далее опознавательные знаки указаны в соответствии с Основными положениями], установленном на транспортном средстве [2];
создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью [3];
резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия [4].
[1]
На каждую модель транспортного средства предприятием-изготовителем разрабатывается техническая характеристика, включающая перечень основных технико-эксплуатационных параметров. К ним относятся: разрешенная максимальная масса, ее распределение по осям, радиусы поворота, допустимая нагрузка, максимальная скорость и ряд других.
При превышении максимальной скорости, установленной технической характеристикой, транспортное средство может потерять необходимую устойчивость и управляемость на дороге, может возникнуть разрушение деталей двигателя, трансмиссии, ходовой части, включая шины. Поэтому Правила запрещают превышать максимальную скорость по технической характеристике даже в тех случаях, когда дорожные условия или знаки допускают движение и с большей скоростью.
[2] Опознавательный знак «Ограничение скорости» (см. комментарий к пункту 8 Основных положений) в обязательном порядке устанавливается на транспортном средстве перевозчиком тяжеловесного, крупногабаритного и опасного груза, если при согласовании условий перевозки это будет предписано. Установка знака также обязательна для всех владельцев транспортных средств в тех случаях, когда максимальная скорость (конструктивная или диктуемая условиями работы) конкретного транспортного средства ниже, чем это определено пунктами 10.3 и 10.4 Правил.
Предписание об установке опознавательного знака «Ограничение скорости» ГИБДД может выдать при регистрации определенных категорий транспортных средств, например, изготовленных в индивидуальном порядке, с ручным управлением и в некоторых других случаях.
[3] На каждом конкретном участке дорог в зависимости от их состояния, погодно-климатических условий, интенсивности транспортного потока и в пределах установленных ограничений складывается определенный режим движения, которого придерживается подавляющее большинство водителей. Явно замедленное по сравнению с общим режимом движение отдельного автомобиля вызывает необходимость прибегать к обгону или снижать оптимально выбранную скорость. Таким образом, возникает неоправданное осложнение дорожно-транспортной ситуации. Движение с пониженной скоростью может быть оправдано наличием неисправности, при которой Правилами разрешается доехать до места стоянки (или ремонта) для устранения дефекта. Однако при этом водитель в соответствии с пунктом 7.1 Правил должен включить аварийную сигнализацию, чтобы предупредить других участников движения о причине замедленного движения.
[4] Спокойное и предсказуемое для других участников движения вождение транспортного средства - непременное условие безопасности дорожного движения. Резкое торможение является причиной попутных столкновений транспортных средств. Поэтому прибегать к нему допустимо лишь в крайних случаях. Это требование Правил соотносится с требованием выбирать скорость движения, соответствующую дорожно-транспортным условиям (пункт 10.1 Правил). Особенно опасно резкое торможение в плотном транспортном потоке. Наиболее распространенной причиной столкновений при движении автомобилей в попутном направлении является неожиданная остановка транспортного средства при включении желтого сигнала светофора. При торможении перед перекрестком водитель обязан оценить через зеркало заднего вида удаление следующего позади транспортного средства и только после этого принимать решение об остановке.




Рассчет расстояния
от города: (например: Саратов)
до города: (например: Москва)
Нашли ошибку