Новые объявления

Lexus RX

2023 г.в., 279 л.с., 1 км.

9 900 000 руб

Daewoo

2008 г.в., 80 л.с., 127 789 км.

155 000 руб

Toyota Camry

2011 г.в., 167 л.с., 320 000 км.

977 000 руб

2. ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки [1]:
- водительское удостоверение на право управления транспортным средством, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения - временное разрешение [2];
- регистрационные документы на транспортное средство [3];
- документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца [4];
- в установленных случаях путевой лист и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов -документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов [5].
- Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
- В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Российской транспортной инспекции лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы [6];
2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями (допускается не пристегиваться ремнями обучающему вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый, а в населенных
пунктах, кроме того, водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб [Перечень оперативных служб устанавливается Правительством Российской Федерации], имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности). При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема [7].

[1]
Требование, касающееся обязанности иметь при себе и предъявлять сотрудникам милиции перечисленные в этом пункте Правил документы относится только к водителям механических транспортных средств (см. комментарий к этому термину в пункте 1.2 Правил). Однако согласно пункту 24.1 Правил субъекты Российской Федерации могут устанавливать порядок, предусматривающий наличие у водителей велосипедов, мопедов и гужевых повозок (саней) документа, подтверждающего знание ими Правил и Основных положений, а на этих транспортных средствах - специального регистрационного знака. В таких случаях может быть предусмотрен и механизм соответствующего контроля.
Сотрудник ГИБДД при проверке документов руководствуется требованиями Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства
внутренних дел Российской Федерации [Утверждено приказом МВД России от 20 апреля 1999 г. ? 297 зарегистрировано Минюсте России 30 апреля 1999 г., регистрационный ? 1771] и по требованию водителя обязан сообщить ему номер нагрудного знака (рис. 2.1) и предъявить служебное удостоверение (не выпуская его из рук).

 

 
Рис. 2.1. Нагрудный знак сотрудника дорожно-патрульной службы


[2] Приказом МВД России от 19 февраля 1999 ? 120 [Зарегистрирован в Минюсте России 22.02.99 г., регистрационный ? 1713] утверждены два образца водительских удостоверений (рис. 2.2.). В соответствии с пунктами 35 и 36 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. ? 1396. водительские удостоверения выдаются на срок 10 лет. по истечении которого они считаются недействительными. Водительские удостоверения, выданные до введения в действие этих Правил, действительны до истечения указанного в них срока. Если срок действия водительского удостоверения не указан, то оно действительно в течение 10 лет со дня выдачи. Замена водительских удостоверений, срок действия которых истек, осуществляется в соответствии с указанными выше Правилами.
Образец ? 1 водительского удостоверения изготавливается типографским способом на специальной бумаге с водяными знаками «RUS» по всему полю. В бумагу вкраплены видимые красные и невидимые (люминесцирующие в ультрафиолетовых лучах) волокна. Поле бланка покрыто розовой защитной сеткой. При изготовлении бланка используются специальные краски, шрифт, отдельные элементы и надписи наносятся краской, люминесцирующей в ультрафиолетовых лучах. В правом нижнем углу предусмотрена рамка размером 30x40 мм для размещения фотографии владельца удостоверения. Размер бланка удостоверения -148x105 мм.
После заполнения бланка в ГИБДД водительское удостоверение складывается по широкой стороне и с целью дополнительной защиты от подделки, покрывается специальной пленкой (ламинируется).
Образец ? 2 водительского удостоверения изготавливается с применением оптико-электронных средств фотоидентификации, компьютерной техники и цветных фотоматериалов на базе комплексных автоматизированных систем изготовления и учета водительских удостоверений на специальной синтетической бумаге розового цвета с защитной сеткой. В левом нижнем углу лицевой стороны удостоверения располагается цветная фотография. Размер удостоверения — 85 х 55 мм.
Все реквизиты и текстовая информация на лицевой стороне водительского удостоверения, в том числе порядковый номер, заполняются на печатающем устройстве ПЭВМ.
Категории транспортных средств, на право управления которыми выдано разрешение, проставляются в графоклетках рядом с номером водительского удостоверения. Остальные графоклетки гасятся звездочками.

 
 Рис. 2.2. Водительское удостоверение


В графе «Дата и место рождения» указываются число, месяц (по две цифры), год рождения (четыре цифры) и место рождения. В графах «Дата выдачи» и «Действительно до» проставляются число, месяц (по две цифры) и год (четыре цифры) выдачи и окончания срока действия удостоверения.
водительское удостоверение печатающим устройством ПЭВМ наносится шестиугольный штамп, включающий в себя аббревиатуру "ГИБДД",
выше которой две цифры обозначают код (номер) автоматизированной системы, а ниже - код (номер) сотрудника ГИБДД, выдавшего водительское удостоверение. На оборотной стороне удостоверения нанесена расшифровка категорий транспортных средств, на право управления которыми выдается водительское удостоверение.
В целях защиты водительского удостоверения от подделок оно покрывается специальной пленкой (ламинируется). Отдельные элементы и надписи наносятся краской, светящейся в ультрафиолетовых лучах. Аналогичной краской наносятся символы «RUS» на лицевой стороне удостоверения в районе фотографии и на оборотной стороне по всему полю.
Необходимо отметить, что МВД, ГУВД, УВД каждого субъекта Российской Федерации устанавливает серию водительского удостоверения самостоятельно. При этом серии водительских удостоверений образца ? 2 не должны совпадать с сериями удостоверений образца ? 1.
Кроме того, если владельцу водительского удостоверения по медицинским показаниям разрешено управлять транспортными средствами только в очках, то и на фотографии он должен быть изображен в очках.
Согласно статье 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», а также упомянутым Правилам сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений все транспортные средства в зависимости от их типа, назначения и особенностей управления ими подразделяются на категории: А, В, С, D, Е, трамвай, троллейбус, на право управления которыми выдается водительское удостоверение.
Лица, имеющие водительские удостоверения с разрешающими отметками в соответствующих графах, могут управлять:
А — мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами;
В — автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
С — автомобилями, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
D — автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя;
Е — составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям В, С или D, которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.
Водительское удостоверение с разрешающей отметкой «трамвай» подтверждает право на управление только трамваем, с отметкой «троллейбус» -только троллейбусом.
Для управления сочлененным автобусом требуются разрешающие отметки в графах «D» и «Е» водительского удостоверения.
Водители, имеющие право на управление транспортными средствами категории «В», «С» или «D», могут управлять ими также при наличии прицепа, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.
Если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массы снаряженного автомобиля, относящегося к категории "В", а разрешены максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов, при управлении им достаточно водительского удостоверения с разрешающей отметкой в графе «В».
Водителям транспортных средств категорий «А» или «В» предоставляется право на управление мотоколясками.
В соответствии с упомянутой статьей 25 Федеральною закона «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется:
категории «А» - лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;
категории «В» И (или) «С» - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;
категории «D» - лицам, достигшим двадцатилетнего возраста;
категории «Е» - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий «В», «С» или «D», при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев;
трамваями и троллейбусами - лицам, достигшим двадцатилетнего возраста.
Согласно пункту 21.3 Правил дорожного движения обучающий вождению должен иметь при себе удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории и документ на право обучения.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. ? ЗЗЗр Министерством внутренних дел Российской Федерации (приказ МВД РФ от 23 марта 1993 г. ? 130) утверждена форма временного разрешения на право управления транспортным средством.
Данный документ водитель обязан иметь при себе наряду с водительским удостоверением и предъявлять его для проверки.
Законность подпункта 2.1.1 Правил в части возложения на водителя обязанности одновременно иметь при себе удостоверение и временное разрешение на право управления транспортным средством подтверждена определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 31 января 2001 г. Исключение составляют случаи, когда водительское удостоверение в соответствии с ч. 5 ст. 244 КоАП изымается за нарушение Правил до уплаты штрафа. На этот период документом, подтверждающим право на управление транспортным средством, служит временное разрешение.
Отсутствие у водителя транспортного средства указанных документов может послужить основанием для привлечения его к ответственности по ч. 2ст. 114 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере от 0,2 до 0,5 МРОТ. Транспортное средство в таких случаях в соответствии со ст. 245 КоАП может быть задержано до устранения причины задержания. Под задержанием транспортного средства следует понимать запрещение эксплуатации транспортного средства с помещением его на специально отведенное охраняемое место. Аналогичные меры могут быть приняты также в отношении водителей, которые не имеют при себе других документов, предусмотренных в пункте 2.1 Правил.
[3] Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется
в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов (статья 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
На территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. ? 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» установлен единый порядок регистрации транспортных средств.
Государственной регистрации на территории Российской Федерации подлежат автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 см3 и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины, а также прицепы к ним, принадлежащие организациям независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.
Регистрация осуществляется:
в подразделениях ГИБДД - автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 см3, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (гостехнадзора) - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним;
в таможенных органах Российской Федерации - транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев;
в автомобильных службах Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных войск, внутренних войск, войск правительственной связи, обеспечивающих связь с органами военного управления, железнодорожных войск, войск гражданской обороны, а также в автомобильных службах иных министерств и ведомств, имеющих воинские формирования - транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.
Владельцы транспортных средств (собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами) обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации утверждены приказом МВД Российской Федерации от 26 ноября 1996 г. ? 624 [Зарегистрирован в Минюсте России 30.12.96 г., регистрационный ? 1223].
Согласно этим Правилам к регистрационным документам на транспортное средство относятся свидетельства о регистрации транспортных средств или ранее выдававшиеся технические паспорта транспортных средств (если не произведена их замена в установленном порядке). Паспорта транспортных средств или паспорта шасси транспортных средств, введенные в действие постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. ? 477, к регистрационным документам не относятся.
На рис. 2.3. приведен образец свидетельства о регистрации транспортного средства, выдаваемого ГИБДД МВД России. Как и водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства изготавливается типографским способом на специальной бумаге с защитными элементами (см. выше описание водительского удостоверения). Требования по оформлению свидетельств о регистрации транспортных средств изложены в Инструкции о порядке производства работ по регистрации транспортных средств в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденной, как и Правила регистрации, упомянутым выше приказом.

   
 Рис. 2.3. Свидетельство о регистрации транспортного средства, внешняя сторона  Внутренняя сторона

Поля реквизитов свидетельств о регистрации транспортных средств заполняются с использованием принтера электронно-вычислительной машины или иного печатающего устройства либо от руки - разборчиво (печатными буквами) специальными чернилами.
При недостатке выделенного поля должны использоваться общепринятые сокращения. При отсутствии значений каких-либо реквизитов в соответствующих полях делается запись «отсутствует».
При использовании печатающего устройства реквизиты заполняются заглавными буквами. Использование прописных букв и уплотнение шрифта не допускается.
Текст свидетельств о регистрации транспортных средств должен быть
написан ясно и четко, наименования юридических лиц - без сокращении,
с указанием адресов. Фамилии имена и отчества граждан должны быть написаны полностью и указано их место жительства. Не допускаются подчистки, приписки, зачеркнутые слова и цифры. Подписи должностных лиц
ГИБДД заверяются печатями с четко различимыми наименованиями регистрационных подразделений.
Первая строка реквизитов «МАРКА, МОДЕЛЬ», "ФАМИЛИЯ", "ИМЯ", «ОРГАНИЗАЦИЯ», «РЕСПУБЛИКА, КРАЙ, ОБЛАСТЬ» свидетельство регистрации транспортных средств заполняется буквами русского алфавита, вторая - буквами латинского алфавита согласно таблице соответствия русских и латинских букв (приложение 7 к Инструкции). Остальные реквизиты заполняются буквами русского алфавита.
Допускается заполнение документов, выдаваемых регистрационными подразделениями, на иных языках народов Российской Федерации в порядке. установленном законами республик - субъектов Российской Федерации. В поле реквизита «ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ» указываются данные о паспорте транспортного средства (при отсутствии отдельного поля реквизита), изменении модели, модификации транспортного средства, установке приборов для подачи специальных звуковых и световых сигналов, разрешении установки знака «Инвалид», введенные запреты и ограничения, а также иные сведения в порядке, предусмотренном Правилами и Инструкцией В поле реквизита «ВЫДАНО ГИБДД» указывается наименование регистрационного подразделения, число, месяц и год выдачи свидетельства о регистрации транспортного средства.
После заполнения бланка свидетельство о регистрации транспортного средства складывается по широкой стороне внешней заполненной стороной наружу и с целью дополнительной защиты от подделки ламинируется. В случае необходимости внесения в свидетельство дополнительной информации (например, при снятии транспортного средства с учета) в ГИБДД заламинированный документ обрезается с трех сторон, чтобы получилась книжечка, и эта информация записывается на внутренней стороне свидетельства. Эта информация также удостоверяется подписью должностного лица и печатью регистрационного подразделения ГИБДД.
[4] Водитель при отсутствии владельца транспортного средства обязан иметь при себе (кроме соответствующих водительских и регистрационных документов) документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным механическим транспортным средством, то есть доверенность или свидетельство о праве обшей собственности на транспортное средство. Поскольку прицеп не относится к механическим транспортным средствам, доверенность на прицеп не требуется. Выдача доверенностей на право распоряжения транспортными средствами и свидетельств о праве общей собственности на транспортные средства регламентирована законодательством Российской Федерации о нотариате, гражданским законодательством Российской Федерации и другими нормативными актами.
Предоставление лицом права пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему транспортным средством другому лицу в соответствии с гражданским законодательством является сделкой. Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). Согласно ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения: 1) сделки юридических лиц между собой и с гражданами; 2) сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а I в случаях предусмотренных законом, - независимо от суммы сделки. При этом в соответствии со ст. 163 ГК нотариальное удостоверение сделок обязательно лишь в случаях, указанных в законе, либо в случаях, предусмотренных соглашением сторон.
Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьим лицом. Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 185 ГК). Доверенность на совершение сделок, не требующих обязательного нотариального удостоверения может не удостоверяться у нотариуса.
Законодательство не требует нотариального удостоверения доверенности на право пользования и распоряжения транспортным средством. Гражданин по своему усмотрению вправе дать такую доверенность в простой письменной форме без нотариального удостоверения либо прибегнуть к таковому.
Что касается доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, то она должна быть нотариально удостоверена, а срок ее действия не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана (статья 187 ГК).
В соответствии со ст. 185 ГК к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются: 1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом; 2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные сделки, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этой части, соединения, учреждения или заведения; 3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы; 4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.
Определенную особенность имеет доверенность от имени юридического лица, которая выдается за подписью руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати этой организации (ст. 185 ГК).
Собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся транспортным средством на основании доверенности или свидетельства о праве общей собственности, вправе передавать управление этим средством в своем присутствии другому лицу, имеющему при себе соответствующие документы на право управления транспортным средством данной категории.
[5] Путевой лист, документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов, наряду с другими документами, перечисленными в этом пункте Правил, в установленных случаях водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать их для проверки.
Путевой лист является документом учета работы транспортного средства, в котором указывается марка, государственный регистрационный знак, фамилия, имя. отчество водителя, серия и номер его водительского удостоверения. Все государственные организации, другие хозяйственные субъекты, общественные организации, имеющие собственные или арендованные автомобили, обязаны при выпуске автомобиля на линию выдавать водителю путевой лист установленной формы. В случае осуществления перевозочной деятельности водитель обязан иметь при себе и документы на перевозимый груз.
Перевозка крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов представляет собой специфический вид перевозочной деятельности, сопряженный с повышенной опасностью для дорожного движения, что обуславливает необходимость установления особых требований к их осуществлению (см. комментарии к разделу 23 Правил).
[6] В Российской Федерации отдельные виды деятельности осуществляются организациями независимо от формы собственности, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании лицензии — специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования.
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.
Лицензирование деятельности, связанной с международными пассажирскими и грузовыми перевозками автомобильным транспортом, а также с перевозками грузов автомобильным транспортом осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации. Пассажирские перевозки автомобильным транспортом (кроме международных) лицензируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Положением, разработанным Министерством транспорта (см. также комментарии к разделам 22 и 23 Правил).
Проверка у водителей лицензионных карточек, путевых листов и товарно-транспортных документов отнесена к компетенции Российской транспортной инспекции. При отсутствии этих документов вопрос о возбуждении производства по делу о нарушении пункта 2.1.1 Правил решается должностными лицами Российской транспортной инспекции. При этом в соответствии со статьей 245 КоАП прибегнуть к задержанию транспортного средства могут только должностные лица органов внутренних дел, но не работники транспортной инспекции.
[7] Рассматриваемое требование Правил, регламентирующее применение ремней безопасности и мотошлемов, является весьма важным для снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий. Прежде всего, оно касается водителей транспортных средств, которые несут ответственность за выполнение данного требования. Обязанность пассажиров пользоваться ремнями безопасности или мотошлемами предусмотрена пунктом 5.1 Правил.
Для определенных категорий лиц сделано исключение в отношении пользования ремнями безопасности, в том числе для водителей и пассажиров автомобилей оперативных служб при движении в населенных пунктах.
Что касается применения мотошлемов, то здесь вообще нет никаких исключений.

2.2. Водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении [1], обязан:
- иметь при себе регистрационные документы на транспортное средство и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении [2];
- иметь на транспортном средстве регистрационный и отличительный знаки государства, в котором оно зарегистрировано [3].
Водитель, осуществляющий международную автомобильную перевозку, обязан останавливаться по требованию работников Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации в специально обозначенных дорожным знаком 6.13 контрольных пунктах и предъявлять для проверки транспортное средство, а также разрешения и другие документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации [4].

[1] В соответствии с Конвенцией о дорожном движении транспортное средство считается находящимся в международном движении на территории Российской Федерации, если оно:
а) принадлежит физическому или юридическому лицу, имеющему обычное местожительство вне территории Российской Федерации;
б) не зарегистрировано в Российской Федерации;
в) временно ввезено на территорию Российской Федерации.
Состав транспортных средств, состоящий из автомобиля-тягача и прицепа (полуприцепа), считается находящимся в международном движении, если по крайней мере одно из транспортных средств состава отвечает указанным выше условиям.
[2] Водитель транспортного средства, находящегося в международном дорожном движении, должен иметь свидетельство о регистрации этого транспортного средства, в котором должны быть указаны:
регистрационный знак транспортного средства;
дата первой регистрации транспортного средства;
фамилия, имя и местожительство владельца свидетельства;
название или фабричная марка предприятия-изготовителя транспортного средства;
порядковый номер шасси;
разрешенная максимальная масса и масса без нагрузки (для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов);
срок действия, если он ограничен.
Указанные в свидетельстве данные пишутся либо латинскими буквами, либо должны быть дублированы ими.
На первой странице свидетельства должен помещаться отличительный знак государства регистрации. До или после заголовка свидетельства, написанного на национальном языке страны регистрации, могут быть помещены следующие слова по-французски: «Certificat d'immatriculation» (свидетельство о регистрации).
Водители транспортных средств, участвующих в международном движении на территории Российской Федерации, должны иметь либо действительное национальное водительское удостоверение какой-либо из стран, подписавших Конвенцию о дорожном движении, либо международное водительское удостоверение.
В соответствии с упомянутой Конвенцией каждая подписавшая ее страна (в том числе и Россия) признает любое национальное водительское удостоверение, составленное на ее национальном языке или на одном из ее национальных языков (если их два или более) либо не составленное на таком языке, но сопровождаемое заверенным переводом, действительным на своей территории для управления автомобилем соответствующей категории или категорий транспортных средств, на управление которыми выдано удостоверение.
Каждая подписавшая Конвенцию страна признает также действительными на своей территории для управления автомобилями соответствующих категорий транспортных средств любое национальное водительское удостоверение, которое отвечает следующим требованиям.
Удостоверение может быть напечатано на любом языке (или нескольких языках), но на нем обязательно должно быть указано на французском языке название: «permis de conduire», которое может сопровождаться или не сопровождаться названием «водительское удостоверение» на других языках.
Удостоверение должно обязательно иметь название и (или) отличительный знак страны, в которой оно выдано: для России это соответственно - «Российская Федерация» и знак «RUS» (см. табл. 2.1.).
Вносимые в удостоверение записи либо делаются только буквами латинского алфавита, либо повторяются таким же образом записи, сделанные на национальных языках.
В удостоверении в обязательном порядке указываются следующие сведения:
фамилия; имя и отчество (в этом пункте может указываться фамилия отца или мужа);
дата и место рождения; местожительство (однако это необязательно);
орган, выдавший удостоверение; дата и место выдачи удостоверения; дата окончания действия удостоверения (это необязательно, если срок действия удостоверения не ограничен); номер удостоверения; подпись и (или) штамп или печать органа, выдавшего удостоверение;
подпись владельца (или отпечаток большого пальца);
категория или категории (А, В, С, D, Е) транспортных средств (либо подкатегории), на которые распространяется это удостоверение, с указанием даты выдачи удостоверения и дат окончания действия для каждой из этих категорий.
Кроме того, к водительскому удостоверению должна прилагаться фотография владельца. Дополнительные сведения, которые вносятся в водительское удостоверение, а также размер и тип переплета удостоверения определяются национальными законодательствами.
В соответствии с национальными законодательствами могут указываться дополнительные категории транспортных средств, не принадлежащие к категориям А—Е, подкатегории в рамках категорий и сочетания категорий, которые должны быть точно указаны в водительском удостоверении.
Однако в соответствии с Конвенцией государства не обязаны признавать действительными национальные водительские удостоверения, выданные на территории другой страны лицам, которые имели там обычное местожительство в момент выдачи этого удостоверения и которые перенесли свое обычное местожительство на их территорию после выдачи этого удостоверения.
Если владелец водительского удостоверения, полученного в другом государстве переносит свое местожительство в Российскую Федерацию, его водительское удостоверение считается недействительным и может быть заменено на российское водительское удостоверение.
Сотрудникам дипломатических и консульских представительств и членам их семей, сотрудникам международных организаций и представительств международных организаций, аккредитованных при Министерстве иностранных дел Российской Федерации, и членам их семей, имеющим дипломатические, консульские, служебные карточки или удостоверения, выданные Министерством иностранных дел Российской Федерации, при наличии у них действительных международных или национальных водительских удостоверений водительские удостоверения на территории Российской Федерации выдаются без прохождения ими медицинского освидетельствования и сдачи экзаменов.
Указанным лицам при отсутствии у них международных или национальных водительских удостоверений водительские удостоверения выдаются на общих основаниях.
Выдача иным иностранным гражданам и лицам без гражданства водительских удостоверений или обмен имеющихся у них международных или национальных водительских удостоверений производится в порядке установленном для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Гражданам России, получившим за границей национальные водительские удостоверения страны пребывания, в том числе выполненные с учетом требований Конвенции о дорожном движении, они обмениваются на соответствующие водительские удостоверения, действующие в Российской Федерации, после прохождения ими медицинского освидетельствования и сдачи теоретического экзамена.
Гражданам, зарегистрированным по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, замена водительских удостоверений с отличительным знаком «SU», выданных в бывших республиках Союза ССР до 1 января 1992 г., и национальных водительских удостоверений государств-участников СНГ, выданных взамен указанных удостоверений, если это подтверждается соответствующими документами, производится без сдачи экзаменов.
Каждая подписавшая Конвенцию о дорожном движении страна может признать также действительным на своей территории любое международное водительское удостоверение, которое соответствует требованиям Конвенции к международным водительским удостоверениям. Эти требования сводятся к следующему.
Приказом МВД Российской Федерации от 28 сентября 1998 г. ? 603 «О международном водительском удостоверении», зарегистрированным в Минюсте России 19 ноября 1998 г., регистрационный ? 1648 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом МВД России от 20 июля 2000 г. ? 782), утвержден бланк международного водительского удостоверения, который соответствует описанию и размерам образца международного водительского удостоверения, предусмотренного Конвенцией о дорожном движении (рис. 2.4).

   
                  Рис. 2.4. Международное водительское удостоверение, выдаваемое ГИБДД (в  раскрытом виде): обложка, внутренняя сторона обложки и 1-я страница

Бланк международного водительского удостоверения представляет собой книжку формата А6 (148x105 мм). Она имеет серую обложку, состоящую из 3-х внутренних и 3-х лицевых страниц, а также 8 внутренних белых страниц, которые соответствуют 2-й внутренней странице обложки, отпечатанной на французском языке, и являются ее переводом на русский, английский, испанский, немецкий, португальский, арабский, японский и китайский языки соответственно.
Вносимые в удостоверение от руки или отпечатанные на машинке (принтере) записи делаются буквами латинского алфавита.
Однако страны, подписавшие Конвенцию о дорожном движении, не обязаны признавать действительными международные водительские удостоверения, выданные на территории другой страны лицам, которые имели там обычное местожительство в момент выдачи этого удостоверения и которые перенесли свое обычное местожительство на их территорию после выдачи этого удостоверения.
[3] На каждом автомобиле, находящемся в международном движении, должен помещаться спереди и сзади регистрационный знак; на мотоциклах и прицепах этот знак должен помещаться только сзади. Регистрационный знак должен состоять либо из цифр, либо из цифр и букв. Цифры должны быть арабскими, а буквы — заглавными буквами латинского алфавита. Однако допускается употребление других цифр или букв, но в таких случаях регистрационный знак должен быть повторен арабскими цифрами и заглавными латинскими буквами.
Государственные регистрационные знаки по ГОСТ Р 50577—93 отвечают этим требованиям и поэтому при выезде транспортного средства за пределы Российской Федерации не подлежат замене. Если же на транспортном средстве установлены регистрационнные знаки по ГОСТ 3207—77, то в случае применения букв, присущих только русскому алфавиту, их заменяют на знаки, отвечающие условиям допуска к международному движению.
Отличительный знак, как это предусмотрено статьей 37 Конвенции о дорожном движении и приложением 3 к этой Конвенции, должен иметь форму эллипса с длиной осей не менее 0,175 м и 0,115 м (фон белый, буквы черные). Отличительный знак Российской Федерации имеет обозначение «RUS», может иметь световозвращающее покрытие, и должен устанавливаться (наклеиваться) сзади транспортного средства и соответствовать требованиям ГОСТ Р 50798—95. Включаемые в государственный регистрационный знак буквы «RUS» не заменяют собой отличительного знака.

Таблица 2.1. Отличительные знаки, используемые странами-членами ООН:

 Страна

Отличительный знак 

Страна 

Отлчительный знак 

Страна 

Отличительный знак 

Австралия AUS Иран IR Португалия  P
Австрия A Ирландия IRL Российская Федерация  RUS
Аден   ADN   Исландия IS Руанда  RWA
Албания   AL Испания E Румыния  RO
Алжир DZ Италия I Самоа

 WS

Андорра AND Казахстан KZ Сан-Марино  RSM
Антильские о-ва NA Камбоджа K Свазиленд

 SD

Аргентина RA Канада CDN Сейшельские о-ва  SY
Багамские о-ва BS Кения EAK Сенегал  SN
Бангладеш BD Кипр CY Сент-Винсент и Гренадины  W V
Барбадос BDS  Киргизстан KS Сент-Люсия  WL
Бахрейн BRN Китай RC Сингапур  SGP
Беларусь BY Конго RCB Сирия  SYR
Бельгия В Корея Республика ROK Словакия  SK
Бенин DY Коста-Рика CR   Словения  SLO
Болгария BG Кот д' Ивуар CI Суринам  SME
Босния и Герцеговина BIH Кувейт KWT  США  USA
Ботсвана RB Лаос LAO    Сьерра-Леоне  WAL
Бразилия BR Латвия LV  Таджикистан  TJ
Бруней BRU Лесото LS  Таиланд  T
Ватикан V Ливан RL  Танзания  EAT
Великобритания GB Литва LT  Того  TG
Венгрия H Люксембург L  Тринидад и Тобаго  TT
Венесуэла YV Маврикий MS  Тунис  TN
Гаити RH Мадагаскар RM  Туркменистан  TM
Гайана GUY Македония MK  Турция  TR
Гамбия WAG Малави MW  Уганда  EAU
Гана GH Малайзия MAL   Узбекистан  UZ
Гватемала GCA Мали RMM  Украина  UA
Германия D  Мальта M  Уругвай  ROU
Гернси GBG  Марокко MA  Фарерские о-ва  FO
Гибралтар GBZ  Мексика МЕХ  Фиджи  FJI
Гонконг HK  Монако MC  Филиппины  RP
Гондурас BH  Монголия MGL  Финляндия  FIN
Гренада WG  Мьянма BUR  Франция  F
Греция GR  Мэн о-в GBM  Хорватия  HR
Грузия GE  Намибия NAM  Центрально-Африканская Республика  RCA
Дания   DK  Нигер RN  Чехия  CZ
Джерси о-в GBJ   Нигерия WAN  Чили  RCH
Доминиканская Республика DOM  Нидерланды NL  Швейцария  CH
Египет ET  Никарагуа NIC  Швеция  S
Заир ZRE  Новая Зеландия  NZ  Шри-Ланка  CL
Замбия RNR  Норвегия N  Эквадор  EC
Занзибар EAZ  Олдерни GBA  Эстония  EST
Зимбабве ZW  Пакистан PK  ЮАР  ZA
Израиль IL  Папуа-Новая Гвинея PNG  Югославия  YU
Индия IND  Парагвай PY  Южная Родезия  RSR
Индонезия RI  Перу PE  Ямайка  JA
Иордания HKJ  Польша PL  Япония  J

[4] Порядок контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок регламентируется Федеральным законом «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» от 24 июля 1998 г. ? 127-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок» от 31 октября 1998 г. ? 1272.
Контролю подлежат международные автомобильные перевозки по территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами и автобусами, принадлежащими как российским, так и иностранным перевозчикам.
Контроль проводится в пунктах пропуска транспортных средств через государственную границу Российской Федерации и в специально обозначенных дорожными знаками 6.13 «Пункт контроля международных автомобильных перевозок» местах.
Перечень и местоположение контрольных пунктов на федеральных автомобильных дорогах согласовываются с МВД России, а на других дорогах и в городах — с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области дорожного хозяйства и соответствующими органами внутренних дел.

2.3. Водитель транспортного средства обязан:
2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения [В дальнейшем – Основные положения] [1].
Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада [2].
При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности [3];
2.3.2. Проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения. В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами [4];
2.3.3. Предоставлять транспортное средство:
сотрудникам милиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством;
медицинским и фармацевтическим работниками для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни [5].
Примечание: Лица, воспользовавшиеся транспортным средством, должны по требованию водителя выдать справку или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своей организации), а медицинские работники — выдать талон установленного образца.
По требованию владельцев транспортных средств федеральные органы государственной охраны и органы федеральной службы безопасности возмещают им в установленном порядке причиненные убытки, расходы либо ущерб в соответствии с законодательством.
[1]
Требования к техническому состоянию механических транспортных средств изложены в Приложении к Основным положениям, где содержится перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин.
Содержание настоящего пункта Правил заключается, прежде всего, в том, что водители не освобождаются от обязанности перед выездом проверять техническое состояние транспортных средств даже при наличии в организациях специальной службы, должностных и иных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. Кроме того, водитель обязан следить за состоянием транспортного средства в пути и обеспечивать его исправность.
[2] Запрещается движение транспортных средств, имеющих неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления и сцепного устройства (в составе поезда). Здесь так же, как и при запрещении буксировки транспортных средств (см. комментарий к пункту 20.4 Правил), имеются в виду те неисправности, которые водитель не может устранить на месте, и никакие меры предосторожности не обеспечат безопасность движения при следовании к месту стоянки или ремонта. При этих неисправностях рабочая тормозная система, рулевое управление и сцепное устройство фактически не действуют и не позволяют водителю остановить транспортное средство или осуществить маневр даже при движении к месту стоянки (ремонта) с минимальной скоростью. За управление транспортным средством, имеющим подобные неисправности, наряду со штрафными санкциями (ч.4 ст. 114 КоАП) предусмотрена такая мера, как отстранение водителя от управления и задержание транспортного средства до устранения причины задержания (ст. 245 КоАП). Под задержанием транспортного средства понимается запрещение его эксплуатации с помещением на специально отведенное охраняемое место до устранения неисправности или транспортировки на станцию технического обслуживания либо к месту ремонта.
Основаниями для запрещения движения транспортного средства являются также не горящие (отсутствующие) фары и габаритные задние огни в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующий со стороны водителя стеклоочиститель во время дождя или снегопада.
В таких случаях движение транспортного средства запрещается (без помещения на охраняемую стоянку) до устранения неисправности либо наступления светлого времени суток или прекращения дождя (снегопада).
[3] При возникновении других неисправностей, не указанных выше, водителю предписывается устранить их на месте или же (если это невозможно) следовать на транспортном средстве к месту его стоянки или ремонта с соблюдением всех возможных мер, исключающих создание угрозы безопасности дорожного движения. При несоблюдении этого условия дальнейшая эксплуатация транспортного средства запрещается (см. также комментарий к пункту 11 Основных положений). К мерам предосторожности, которые следует использовать при управлении транспортным средством, имеющим неисправности, относятся: движение по крайней правой полосе с малой скоростью, включение аварийной сигнализации. Перечень этих мер не может быть исчерпывающим, поскольку действия водителя должны определяться с учетом конкретных условий движения и характера возникшей технической неисправности
[4] Водитель, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), подлежит отстранению от управления транспортным средством в соответствии со ст. 245 КоАП.
Под отстранением от управления транспортным средством следует понимать запрещение водителю осуществлять действия, которыми транспортное средство может быть, приведено в движение.
Достаточными основаниями полагать, что водитель, управляющий транспортным средством находится в состоянии опьянения являются: характер движения транспортного средства, вызывающий сомнение в способности водителя управлять им; наличие признаков опьянения (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке): заявление граждан об употреблении водителем спиртных напитков или наркотических средств.
При наличии таких оснований сотрудники милиции (сотрудники дорожно-патрульной службы ГИБДД, участковые инспекторы) имеют право проводить освидетельствование водителей для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств либо направлять или доставлять данных лиц в медицинское учреждения, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или для объективного рассмотрения дела о правонарушении (пункт 19 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции», пункт 12 «л» Положения о ГИБДД МВД России).
Порядок направления на освидетельствование и его проведения определен «Инструкцией о порядке направления граждан на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования», утвержденной 29 июня 1983 г. МВД СССР, Минздравом СССР, Минюстом СССР (?45/06-14/14/К-8-347).
Сотрудниками милиции освидетельствование проводится при помощи технических средств, в частности, индикаторных трубок «Контроль трезвости». Освидетельствование производится в присутствии двух свидетелей. Изменение окраски реагента (наполнителя) с желтой на зеленую в течение одной-двух минут будет являться подтверждением факта употребления алкоголя, а согласие водителя с результатами освидетельствования, отраженное в протоколе, — основанием для привлечения водителя к ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения. В случае отказа водителя от прохождения освидетельствования с применением индикаторной трубки «Контроль трезвости» и других технических средств или несогласия с результатами освидетельствования он подлежит направлению на освидетельствование в медицинское учреждение.
Освидетельствование в медицинских учреждениях производится в соответствии с порядком, установленным Министерством здравоохранения, в любое время суток в специализированных кабинетах наркологических диспансеров или в определяемых органами здравоохранения лечебно-профилактических учреждениях, или в передвижных специализированных медицинских автолабораториях врачами-психиатрами, психиатрами-наркологами, невропатологами, а также специально подготовленными врачами других специальностей.
По результатам освидетельствования составляется акт освидетельствования по установленной Минздравом России форме. В случае несогласия лица с результатами медицинского освидетельствования проводится повторное освидетельствование другим врачом или медицинской комиссией.
За уклонение от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянения наступает ответственность по ст. 165 КоАП в виде наложения штрафа в размере от 3 до 5 МРОТ либо лишения права управления транспортными средствами на срок от двух до трех лет, либо исправительных работ от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов заработка, а в случае, если по обстоятельствам дела применение этих мер будет признано недостаточным, - административного ареста.
[5] Закон РФ «О милиции» (пункт 28 статьи 11) предоставил право сотрудникам милиции использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан (кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения) для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставки их в милицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава милиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами.
Необходимость временного отстранения водителя от управления транспортным средством определяется самим сотрудником милиции, исходя из специфики выполняемого задания. Сотрудник милиции, воспользовавшийся транспортным средством и взявший на себя управление им, несет ответственность как водитель транспортного средства. В случае ДТП и причинения вреда ущерб возмещается в порядке, установленном гражданским законодательством.
Право использования транспортных средств сотрудниками федеральных органов государственной безопасности и налоговой полиции закреплено соответствующими законами Российской Федерации.
Под «предоставлением» транспортного средства сотрудникам федеральных органов государственной безопасности, налоговой полиции, а также медицинским работникам и другим лицам имеется в виду не передача транспортного средства, а перевозка, доставка указанных лиц, т.е. оказание им своего рода транспортных услуг.
Расходы, связанные с использованием транспортных средств, возмещаются указанными органами в установленном порядке.
Лица, воспользовавшиеся транспортными средствами, по требованию водителя обязаны выдать документ установленной формы либо сделать соответствующую запись в путевом листе.
Невыполнение водителем обязанности, изложенной в комментируемом пункте, может повлечь административную ответственность по ч. 8 ст. 115 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере 0,2 МРОТ.

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах - также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом — свистком.
Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.
В данном пункте Правил определен круг лиц, которым предоставлено право остановки транспортных средств. Наряду с регулировщиками (см. комментарий к этому термину в пункте 1.2 Правил) такое право в отдельных случаях предоставлено и работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Они вправе останавливать только грузовые автомобили и автобусы, осуществляющие международные перевозки и только на контрольных пунктах, специально обозначенных дорожным знаком 7.14 «Пост контроля международных автомобильных перевозок». При этом работник Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должен быть в форменной одежде и использовать для остановки указанный в этом пункте Правил ограниченный перечень средств.
В полном объеме полномочиями по остановке транспортных средств наделены сотрудники милиции (пункт 23 статьи 11 Закона РФ «О милиции», пункт 12 «и» Положения о ГИБДД МВД России). Исчерпывающий перечень оснований для остановки транспортных средств сотрудниками милиции определен в пункте 2 приказа МВД России от 1 июня 1998 г. ? 329 (зарегистрирован в Минюсте России 4 июня 1998 г., регистрационный ? 1534). К таким основаниям, в частности, отнесены: нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами; нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях; наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя к совершению ДТП, и т.п.
Требования к действиям сотрудников милиции при остановке транспортных средств изложены в Наставлении по работе дорожно-патрульной службы (ДПС) ГИБДД МВД России.
Невыполнение водителем законного требования работника милиции об остановке транспортного средства может повлечь ответственность по ст. 165 КоАП в виде наложения штрафа в размере от 3 до 5 МРОТ либо лишения права управления транспортными средствами на срок от двух до трех лет, либо исправительных работ от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов заработка, а в случае, если по обстоятельствам дела применение этих мер будет признано недостаточным, — административного ареста.
По требованию водителя остановленного транспортного средства лица, указанные в данном пункте, обязаны предъявить ему служебное удостоверение.

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
- немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
- принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
- освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
- сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.
В данном пункте достаточно подробно перечислены действия, которые должен предпринять водитель, причастный к ДТП. Причем эти действия должны выполняться именно в той последовательности, как это изложено, и как можно быстрее. Если кроме водителя на месте ДТП есть пассажиры или другие лица, которые могут оказать помощь, их следует также привлечь, например, для установки знака аварийной остановки, вызова «Скорой медицинской помощи», сообщения о ДТП в милицию и т.д.
Водителем, причастным к ДТП, считается не только тот водитель, транспортное средство которого непосредственно участвовало в ДТП, но и водитель, чьи действия повлияли на развитие ситуации, приведшей к ДТП. Если необходимо освободить проезжую часть или доставить пострадавших в лечебное учреждение на своем транспортном средстве, то водитель должен позаботиться о сохранении всех следов ДТП (положение автомобилей, следы торможения, осколки стекол и т.п.) и до прибытия сотрудников милиции зафиксировать их по возможности в присутствии свидетелей.
За оставление места ДТП в нарушение установленных Правил водители транспортных средств несут административную ответственность по ст. 165 КоАП в виде наложения штрафа в размере от 3 до 5 МРОТ либо лишения права управления транспортными средствами на срок от двух до трех лет, либо исправительных работ от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов заработка, а в случае если по обстоятельствам дела применение этих мер будет признано недостаточным, - административного ареста.

2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции для оформления происшествия.
Данный пункт правил допускает при отсутствии пострадавших для экономии времени и исключения помех для движения действовать по упрощенной схеме и не обязательно ждать прибытия сотрудников милиции. При этом, естественно, должно быть взаимное согласие всех водителей-участников ДТП. Это согласие необходимо оформить в виде составленной и подписанной схемы ДТП по возможности в присутствии двух свидетелей, сведения о которых (фамилия, адреса, место жительства и работы, паспортные данные) следует приобщить к составленной схеме.
После выполнения указанных условий участникам происшествия следует прибыть на ближайший пост ДПС или в орган милиции для оформления происшествия.

2.7. Водителю запрещается:
- управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения [1];
- передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории, кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил [2];
- пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них [3];
- употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования [4];
- управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок — международными договорами Российской Федерации [5];
- пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук [6].
[1]
Под воздействием алкоголя снижается внимание, возрастает время реакции, ухудшается координация движений. К таким же последствиям приводит наркотическое или иное опьянение. Правила запрещают водителям управлять транспортным средством в состоянии опьянения, а законодательством за это нарушение предусмотрена повышенная ответственность. Для привлечения к ответственности не имеет значения, в состоянии какого опьянения находится водитель (алкогольного, наркотического или иного).
Нахождение водителя в состоянии опьянения влечет ответственность по ст. 117 КоАП, а транспортное средство в таком случае может быть задержано с помещением на специальную охраняемую стоянку (ст. 245 КоАП).
Вероятность ДТП возрастает при управлении транспортным средством в болезненном состоянии, в состоянии утомления, а также в результате употребления некоторых лекарственных препаратов, снижающих внимание, координацию действий, реакцию водителя. Как правило, врач, назначающий больному лекарство, или аптечные работники, отпускающие лекарства, информируют о возможных побочных эффектах при приеме конкретного препарата. При утомлении, болезненном состоянии водитель обязан прекратить дальнейшее движение и отдохнуть (до прекращения такого состояния).
При невыполнении водителем вышеупомянутых обязанностей может наступить ответственность по ч. 8 ст. 115 КоАП.
[2] Ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения, а равно и за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, предусмотрена ст. 117 КоАП. Для привлечения к ответственности за передачу управления необходимо установление факта, что лицо, передавшее управление, знало, что лицо, принявшее управление транспортным средством, находится в состоянии опьянения.
Запрещается также передавать управление транспортным средством лицу, находящемуся в болезненном состоянии, состоянии утомления, а равно под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание, координацию действий и реакцию водителя.
Водитель, передающий управление другому лицу, обязан убедиться, что это лицо имеет право на управление данным транспортным средством и имеет при себе соответствующее водительское удостоверение (за исключением учебной езды согласно разделу 21 Правил).
Передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права на управление, влечет административное взыскание по ст. 119 КоАП.
[3] Нарушение водителями запрещения пересекать организованные транспортные или пешие колонны или занимать место в них влечет ответственность по ч. 8 ст. 115 КоАП.
[4] В комментируемом положении установлен запрет водителям на употребление алкогольных напитков, наркотических либо психотропных веществ до наступления определенных обстоятельств. Так, запрещается употребление указанных напитков и веществ после совершения ДТП, а также после остановки транспортного средства по требованию сотрудником милиции до проведения освидетельствования на состояние опьянения или до принятия решения об освобождении от такого освидетельствования.
Данный запрет направлен на исключение возможности уклонения водителя от ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения.
[5] В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» от 24 июля 1998 г. водители транспортных средств обязаны соблюдать режим труда и отдыха, установленный международным договором Российской Федерации о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки.
В утвержденном Правительством РФ Положении о государственном
контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок (Постановление от 31 октября 1998 г. ? 1272) в разделе «Правила проведения транспортного контроля» установлено, что при проведении транспортного контроля за указанными перевозками должностные лица Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ наряду с проверкой контрольных устройств (тахографов) регистрации режима труда и отдыха, заполнения тахограмм или в установленных случаях ведения водителями ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха проверяют соблюдение водителями этого режима.
В данном положении Правил имеются в виду случаи, когда водитель ведет надлежащим образом регистрацию режима своего труда и отдыха, но при этом своим поведением нарушает установленные нормативы и тем самым создает в связи с физическим переутомлением условия для совершения дорожно-транспортных происшествий, угрожающих жизни и здоровью как самого водителя, так и иных лиц, а также могущих нанести существенный материальный ущерб грузоперевозчику.
Нарушение режима труда и отдыха водителями транспортных средств при осуществлении международных автомобильных перевозок влечет ответственность по ч.2 ст. 115 КоАП в виде штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ. Применение данного взыскания относится к компетенции должностных лиц РТИ Минтранса России.
[6] Запрет на пользование во время движения телефоном связан с тем. во время переговоров отвлекается внимание водителя и затрудняется управление транспортным средством, что нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям. В большинстве зарубежных стран существует аналогичный запрет. Вместе с тем, указанный запрет не распространяется на случаи, когда транспортное средство оборудовано техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.
Нарушение указанного запрета может повлечь привлечение водителя к ответственности по ч. 8 ст. 115 КоАП в виде предупреждения или наложения штрафа в размере 0,2 МРОТ.




Рассчет расстояния
от города: (например: Саратов)
до города: (например: Москва)
Нашли ошибку