Если сравнивать Россию с европейскими странами, то за весь 2009 год спад российских продаж на 50% является наихудшим среди крупных европейских авторынков. Если в середине 2008 года Россия боролась с Германией за звание крупнейшего рынка Европы, то теперь Россия откатилась на привычное пятое место. Если рассматривать отдельно ноябрь, то ситуация еще хуже: сохраняя пятое место по объему продаж, динамика роста рынка в России составила -46%. И это на фоне почти повсеместного роста автомобильного рынка в странах Европы, включая страны бывшего соцлагеря Чехию и Польшу.
С другой стороны, согласно последнему анализу статистики специалистами JATO Dynamics, дальнейший прогноз для европейского рынка совсем не радужный. Рынок новых легковых автомобилей будет использовать результаты последней волны государственных льготных программ еще месяц-другой, не дольше. Уже наметились первые очевидные признаки замедления.
В целом ноябрь 2009 года был значительно лучше, чем ноябрь 2008 года. Однако на ключевых рынках продажи притормозили свой рост: так, в Германии за октябрь 2009 года продажи выросли на 24,1% против 2008 года, а в ноябре этот показатель составил 19,7%. Во Франции, Италии, Испании и Великобритании схемы стимулирования спроса проработают по крайней мере до конца 2009 года. Затем эти рынки ждет спад, аналогичный спаду германского рынка. Несмотря на такой прогноз, главная задача, поставленная на кризисный 2009 год, выполнена. Правительства европейских стран смогли удержать спрос на высоком уровне, что позволило европейской промышленности производить привычные объемы продукции, попутно существенно сокращая расходы и производственные издержки. Эта передышка, полученная европейским автопромом, позволила избежать волны банкротств и закрытия европейских заводов отрасли.
Реальная картина должна была соответствовать ситуации в странах Восточной Европы, где нет таких правительственных схем, – падение продаж в 2009 году в некоторых странах достигло 70%. |
Лишь немногие бренды вышли сухими из нахлынувшей волны кризиса. На высоте оказались VW, Ford и FIAT. Они смогли и попасть в топ-10 самых продаваемых автомобилей, и нарастить свои продажи по отношению к прошлому году. Относительный успех сопутствовал в 2009 году компании Renault – она пока третья и в этом году обогнала Opel. Результаты ноября для Renault просто впечатляющие: +44,6%, лучший показатель роста – в Европе набрали скорость продажи третьего поколения Megane. Успех FIAT обусловлен наличием моделей с низким выбросом CO2, на которые в странах Европы даются заметные льготы. VW и Ford, два немецких бренда, держатся среди лидеров за счет двух суперпопулярных моделей. Каждый третий проданный в Европе Volkswagen – это VW Golf, а каждый третий проданный Ford – это Fiesta. |