Однако высокая стоимость бензина вовсе не значит, что жители Чукотки, которые вовсе и не чукчи, вынуждены жестко экономить на топливе и заливать свои “автосани” дорогим бензинчиком только по праздничкам. Средние зарплаты там тоже высоки и позволяют на одну месячную зарплату заполнить под завязку среднестатистический топливный бак в 50 литров аж 23 раза. А те же центральные области России – Орловская и Брянская, с самым дешевым бензином, довольно бедны и в месяц могут заправить только 13-14 полных бензобаков.
Так каким же автолюбителям этой большой нефтяной страны повезло больше всего и за свои относительно большие зарплаты они могут заправляться относительно дешевым бензином?
Для начала нам понадобятся два статистических показателя по каждому российскому региону: среднемесячная начисленная заработная плата и средние потребительские цены на автомобильный бензин. А дальше сплошная арифметика – и мы получаем индекс бензобака: сколько среднестатистических бензобаков наполнит водитель за свою зарплату в своем регионе. Кстати на среднестатистическом бензобаке в 50 литров можно проехать на среднестатистической машине с расходом топлива 10 л/100 км около 500 километров. Мы использовали показатели среднего уровня зарплаты в каждом отдельном регионе и средней розничной цены бензина марки Аи-92/93. Тем, кто использует топливо с более низким или высоким октановым числом, расстраиваться не стоит. Степень отличия стоимости бензина других марок от этой примерно одинакова по регионам, так что полученный индекс будет вполне объективен.
Из таблицы сразу становится очевиден лидер этого показателя – Тюменская область. По факту на первом месте с индексом бензобака 41 находится Ямало-Ненецкий автономный округ, но он, как и расположившийся на третьей ступени Ханты-Мансийский автономный округ, входит в состав Тюменской области. Едва заметно отставание от “призовой тройки” Ненецкого автономного округа, который географически расположен там же, где и все рассмотренные выше регионы, – поближе к нефтяным месторождениям. Ненецкий автономный округ входит уже в Северо-Западный федеральный округ, а не в Уральский, как Тюмень.
Кстати, у лидера в Ямало-Ненецком автономном округе самые большие средние зарплаты в стране при не самом дорогом бензине. Стоимость топлива здесь, на Крайнем Севере, приблизительна равна стоимости бензина в Приморье и Забайкалье, но вот уровень зарплат на Дальнем Востоке совсем другой. |
Москва находится на пятом месте, набрав чуть больше 35 бензобаков за одну московскую зарплату. Северная столица оказалась восьмой, пропустив вперед Магаданскую и Сахалинскую области. Стоит отметить, что Москва и Санкт-Петербург рассматриваются в качестве городов, а все остальные участники рейтинга – регионы. Московская и Ленинградская области расположились еще ниже: на 9-м и 15-м месте соответственно.
Аутсайдерами таблицы стали Мордовия, Алтайский край и Республика Дагестан. На среднюю месячную зарплату жители этих регионов могут заправить в четыре раза меньше топлива, чем тюменцы: всего десять полных баков.
Среднее значение индекса бензобака по стране составило 17,4. Если сравнивать показатели с аналогичным уровнем прошлого года, то ситуация не кажется столь плачевной. Благодаря слегка увеличившейся выраженной в рублевом эквиваленте заработной плате и снизившимся ценам на топливо по всем регионам наблюдается довольно существенное увеличение индекса. Например, Москва прибавила сразу десять теоретических баков (с 25 до примерно 35), Санкт-Петербург подрос с 18 до почти 27. В регионах с меньшим значением индекса наблюдается схожая динамика.
Как видим, исходя из официальной статистики, индекс бензобака дает водителям право почаще использовать свои автомобили по назначению. Только надолго ли такое улучшение ситуации? Вслед за растущими ценами на нефть наметился четкий тренд на повышение розничной стоимости бензина. Если учесть влияние мирового финансового кризиса, то роста заработных плат в ближайшем будущем вряд ли стоит ожидать. Поэтому уже совсем скоро индекс бензобака может снова обрушиться. |