“Реальное снижение пошлин начнется не сразу, а фактически на заключительной стадии переходного периода (то есть через 5-7 лет), так как только после отмены евросоставляющей (1-2,35 евро за куб. см) адвалорные ставки (таможенная пошлина, НДС, акциз, сбор за таможенное оформление) позволят почувствовать это снижение, – комментирует руководитель комитета по инвестициям и финансам ассоциации “Российские автомобильные дилеры” и совладелец компании Genser Игорь Пономарев. – Такой значительный срок означает, что сегодня очень сложно делать хоть какие-то прогнозы того, как повлияет эта мера на ввоз иностранных автомобилей. С уверенностью можно сказать только то, что на ввоз новых автомобилей окажут влияние два фактора: рост производства отечественных иномарок и спрос на легковые автомобили, который зависит от ряда макроэкономических параметров”.
Несмотря на то, что на сегодняшний день основное внимание приковано к иномаркам местной сборки (только в 2009 году на рынке появится около 30 моделей, собранных в России, из них четверть – принципиально новые модели), импортным автомобилям аналитики прочат стабильный спрос. Особенно востребованными импортные машины будут в представительском классе, и есть прогноз по росту этого сегмента. “Спрос на автомобили невозможно удовлетворить полностью только за счет внутренней сборки и производства: постоянно появляются новые модели и обновляются существующие, – комментирует И. Пономарев. – К тому же на рынке присутствует намного больше производителей, чем заявивших в настоящий момент о сборочных производствах в России. Поэтому, на мой взгляд, места хватит всем”, – считает И. Пономарев.
В это время местным автозаводам, для того чтобы удержаться на рынке после вступления России в ВТО, просто необходимо заняться разработкой новых продуктов и усилением эффективности производств, считают эксперты. Потому как при при текущей ситуации с управлением себестоимостью продукта, говорят аналитики, удорожание местных легковых автомобилей неизбежно. Иначе наш автопром ждет печальная участь польского автопрома, где после вступления Польши в ВТО в начале 90-х большинство автозаводов прекратили свое существование в связи огромным потоком новых и подержанных иномарок с Запада.
В остальном, если не учитывать возможные сложности российских автокомпаний, вхождение в ВТО не окажет существенного влияния на состав и состояние местного авторынка, который сегодня уже почти на 60% состоит из иномарок.
Несмотря на то, что ввозить машины импортерам теперь будет дешевле, сами автомобили дешевле вряд ли станут. По мнению аналитика ИБ “Траст” Евгения Шаго, снижение пошлин безусловно должно сказаться на конечной стоимости иномарок, но в течение переходного периода это не сильно сэкономит средства российских автовладельцев. “Помимо пошлин, к серьезному удорожанию машин приводит и НДС, взимаемый при импорте товаров, а его никто отменять не собирается”, – говорит аналитик. По мнению аналитика БД “Открытие” Кирилла Таченникова, изменение стоимости большинство покупателей просто не заметит. “Продажи автомобилей верхнего ценового сегмента, как правило, в меньшей степени зависят от стоимостных колебаний. Как следствие, снижение цен на те же 2-5% влияния на их востребованность не окажет”, – говорит эксперт.
Продавцы уже сейчас предупреждают, что потребителю не стоит сильно рассчитывать на удешевление, а дилеру и подавно. Как отмечает И. Пономарев, стоимость автомобиля в большей степени зависит от соотношения спроса и предложения, а не от реально понесенных затрат.
“Поэтому, если рыночная ситуация позволит, то производители попробуют присвоить себе сэкономленные средства, чтобы обеспечить собственных акционеров прибылью, а менеджмент – бонусами. Но, как правило, рыночная ситуация заставляет их делиться этими средствами с потребителями. Пропорция зависит от состояния рынка, и гарантированно можно сказать только то, что дилерам точно не достанется какая-либо часть этого пирога”, – констатирует эксперт.
По материалам www.autonews.ru
|