Проанализировав новую редакцию ст. 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП), можно выделить несколько тенденций: во-первых, это увеличение всех штрафов в разы (в 2-10 раз), при этом минимальный размер штрафа вырос с 50 рублей до 100 рублей; во-вторых, появление принципиально новых штрафов, которых раньше не было. Отметим, что штрафы в том виде, в котором они дошли до нас, имеют гораздо более мягкий и сдержанный характер по сравнению с некоторыми радикальными предложениями, которые прошли первое либо второе чтение в Госдуме. Но законодатели не намерены останавливаться на достигнутом и собираются зимой снова рассмотреть вопрос о повышении штрафов.
Сейчас увеличен до 5 тыс. руб. штраф за управление автомобилем водителем, лишенным водительских прав (в настоящее время размер штрафа за данное правонарушение составляет 1-1,5 тыс. руб.). За это правонарушение также предусматривается арест на срок до 15 суток. С 700-1000 руб. до 2,5 тыс. руб. увеличивается штрафная санкция за управление автомобилем без водительского удостоверения. Передача управления машиной лицу без прав будет караться штрафом в размере 2,5 тыс. руб. (сейчас – 300-800 руб.).
Нарушителей скоростного режима более чем на 60 км/ч ждет штраф 2-2,5 тыс. руб. (сейчас – 300-500 руб.) или лишение прав сроком от 4 до 6 месяцев (сейчас – 2-4 месяца). Превышение скорости на 10-20 км/ч теперь будет “стоить” 100 руб.; превышение на 20-40 км/ч обойдется в 300 руб. вместо 100-200 руб. Штраф за превышение скорости на 40-60 км/ч составит 1-1,5 тыс. руб. (сейчас – 200-300 руб.).
В 7 раз возрастает штраф для тех, кто проехал на красный сигнал светофора. Московские водители считаются самыми наглыми в мире, для них не существует ни зеленого сигнала светофора, ни “зебры”, ни пешеходного тротуара. Было предложение ввести штрафы за непропускание пешеходов на “зебре”, однако это потребовало бы повсеместной установки видеокамер, и столичное ГАИ решило, что это очень дорого. Отметим, что практически во всех бывших социалистических странах Европы, которые куда как беднее Москвы, пешеход на дороге – царь и бог, а видеокамеры стоят каждые 200 метров.
Штраф за проезд железнодорожного переезда на запрещающий сигнал светофора останется, как и раньше, 500 руб. или лишение прав сроком на 3-6 месяцев. Штраф за езду по тротуарам увеличится в 20 раз – с 100 руб. до 2 тыс. руб. Посмотрим, испугает ли он водителей, пытающихся объехать столичные пробки по любому асфальтовому покрытию.
Отдельное внимание ГАИ уделила в этот раз пассивной безопасности водителя. Так, штраф за вождение с непристегнутым ремнем безопасности повышается со 100 руб. до 500 руб. (в редакции первого чтения – 300 руб.). Узаконили также штраф за использование за рулем мобильного телефона, не оснащенного устройством hands-free: он составит 300 руб. (сейчас такой штраф не установлен). В первых чтениях было предложение ввести запрет на одновременное курение и разговоры по мобильному телефону за рулем, но депутаты такое предложение не поддержали. Может быть, потому что сами любят покурить и решают дела насущные, стоя в пробках...
Остается неизменной санкция за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Она подразумевает лишение права управления транспортным средством на 1,5-2 года. Сколько было трагических случаев, когда пьяные водители насмерть давили целые группы людей. Видимо, страшная статистика никак не подействовала на наших водителей и депутатов. Одни постоянно садятся за руль после употребления спиртного, другие смотрят на это сквозь пальцы. Ни серьезных штрафов, ни конфискации имущества, ни уголовной ответственности за пьянство за рулем у нас не предусмотрено.
При этом прописывается, что под состоянием опьянения понимается наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови или 0,15 миллиграмма и более на литр выдыхаемого воздуха. Отметим, что такое содержание алкоголя приблизительно соответствует бокалу вина. Для водителей, управляющих транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и при этом ранее лишенных прав по какой-либо причине, устанавливается штраф в размере 5 тыс. руб. или административный арест сроком до пятнадцати суток. Сейчас в КоАПе отсутствует совокупная ответственность за данное правонарушение.
Не меняется наказание за отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения – оно остается равным лишению прав сроком на 1,5-2 года. А вот ранее лишенный по каким-либо причинам прав водитель, отказавшийся от освидетельствования, будет арестован на 15 суток либо оштрафован на 5 тыс. руб. (в действующем КоАПе нет совокупной ответственности за это нарушение). Небольшим наказанием – лишение прав сроком на 4-6 месяцев отделаются и те, кто выезжает на встречную полосу. В действующей редакции кодекса за это предусматривается лишение прав сроком на 2-4 месяца или штраф в размере 300-500 руб.
Большинство экспертов положительно отнеслись к увеличению штрафов за нарушение ПДД, однако единодушно отметили, что только этим тяжелую ситуацию на дорогах не исправишь, а аварийную статистику не перепишешь.
Руководитель “Центра высшего водительского мастерства проф. Цыганкова Э. С.”, профессор Эрнест Цыганков считает, что нынешнему поколению новые штрафы уже не помогут, в первую очередь это делается в целях воспитания поколения следующего. “В Европе все соблюдают правила дорожного движения не потому, что они боятся штрафов, это правила, по которым живет человечество, – говорит профессор. – У нас же такой менталитет, нарушают ПДД абсолютно все: и водители, и пешеходы. Мы идем в тупик. Изучать правила дорожного движения нужно начиная с детского сада. Поведение наших водителей на дорогах - это прежде всего вопрос воспитания и культуры, и этим нужно заниматься, иначе все эти меры уйдут, как вода сквозь песок”.
Эксперт также отметил подозрительное ранодушие властей к пьянству за рулем. По мнению Э. Цыганкова, пьянство за рулем следует рассматривать как преступление, “за которое нужно карать”. Как в свою очередь рассказал лидер общественного движения “Свобода выбора” Вячеслав Лысаков, изначально было предложение сразу сажать таких подонков в тюрьму, “но тогда бы тюрем на всех не хватило”.
Депутат Госдумы и председатель “Движения автомобилистов России” Виктор Похмелкин заявил, что за закон не голосовал, поскольку считает его коррупционно-карательным и задуманным в корыстных целях ГИБДД. “Решать проблемы в структуре МВД можно только комплексным путем, – считает депутат. – Пока такого комплекса нет”. Подобного мнения придерживается и В. Лысаков. “Закон надо дорабатывать , и мы будем этим заниматься, – говорит правозащитник. – А пока народ в большей части возмущен, потому что он не видит, что ГАИ реально что-то делает и пытается навести порядок на дороге. Конечно, в столь малой дозе это не решение проблемы”.
По материалам www.autonews.ru
|
|