Новые объявления
50 руб
Статья
Что таят в себе двери...
У современного автомобиля давние родственные связи с конным экипажем: машина с открытым кузовом отдаленно напоминает коляску, с закрытым — карету. Степень сходства может быть разной, но одна существенная деталь конструкции неизменна — это дверь. Двери помогают (входить и выходить), защищают (от осадков, сквозняков, уличного шума), спасают (от боковых ударов при авариях), оберегают (от воров и угонщиков). Талантов (и секретов) у дверей не так уж и мало... |
Прежде (лет 60 — 70 назад) двери навешивали на наружных петлях — так проще и удобнее. Даже на “Победе” (не говоря уже о “четырехсотом” — “Москвиче-400”, а тем более ГАЗ-М1), нижние петли выступали над поверхностью кузова. В результате — через щели — в салон постоянно попадали пыль и влага. Поэтому в конце концов все фирмы перешли на внутренние петли. Стекла опускались и поднимались механическими стеклоподъемниками рычажного или тросового типа, а для проветривания служили поворотные форточки. |
Замки сначала делали по типу квартирных — с языком и щеколдой. Они просты, нетребовательны к точности установки дверей, но слишком громоздки. Поэтому надо было прилагать немало сил, чтобы открыть или закрыть машину с таким замком. С пятидесятых годов в обиход вошли более надежные и безопасные замки роторного типа. |
Дверь должна плавно закрываться, точно входить в дверной проем кузова и надежно там фиксироваться. Но если прежде между панелями помещались стеклоподъемник да привод замка, то теперь в двери вмонтированы устройства для блокировки замков изнутри, электропривод стеклоподъемника, привод (часто электрический) наружных зеркал, воздуховоды для обогрева стекол, защитные брусья, динамики аудиосистемы. |
Кроме того, внутри двери необходимо разместить уплотнители подъема стекол и слой шумоизоляции. А разве можно себе представить панель салона без подлокотника, кармана для мелких вещей и пепельницы? |
Неудивительно, что двери год от года становились все толще и толще. Приходилось или уменьшать внутреннюю ширину салона или, чтобы не теснить пассажиров, делать машину шире и тяжелее. Двери (особенно в двухдверных кузовах) постоянно прибавляли в весе. Нагрузка на петли и фиксаторы росла и одновременно увеличивался износ этих деталей |
Канули в прошлое времена, когда боковина кузова была почти плоской, а надстройка — отвесной. Расширение кузова из-за “растолстевших” дверей постепенно заставило делать стекла наклонными и гнутыми. Они опускались и поднимались, совершая обкатку по невидимому барабану огромного диаметра, скользя в направляющих параллельно криволинейной наружной панели. Таким образом, внутри двери выкраивалось достаточно места для все расширявшегося набора различных механизмов. |
Ради облегчения конструкции от цельноштампованных наружных и внутренних панелей перешли на так называемые рамочные двери. (Появилось даже немало безрамочных дверей, в которых стекло в поднятом положении без зазора и с небольшим натягом ложится на уплотнители дверного проема.) |
Снизить вес помогла и замена поворотных форточек так называемой бессквозняковой вентиляции на вентилятор-отопитель — новый отдельный узел, обеспечивающий необходимый воздухообмен в салоне. (Чтобы добиться еще большей стройности и воздушной легкости применяли и штамповку наружных панелей из алюминиевого листа и более тонкие стекла.) |
Постепенно уменьшилась высота автомобиля, причем настолько, что при входе-выходе приходилось не только наклонять голову, но и сгибаться. Чтобы хоть как-то облегчить участь водителя и пассажиров, конструкторы отказались от водосточных желобов. Оказалось, что герметичность уплотнителей дверных проемов — порой двухрядных и даже трехрядных — вполне надежна и дополнительных приспособлений уже не требуется. |
Следующий шаг компенсации “низкорослости” — двери, захватывающие часть крыши. Входить и выходить стало намного удобнее, но... Какую бы сложную форму не имела наружная поверхность двери и кузова автомобиля, уплотнитель дверного проема должен лежать в одной плоскости. При любом другом варианте в условиях массового производства очень трудно обеспечить одинаковое уплотнение проема по всему периметру. |
И еще одна проблема. Заходящие на крышу двери в открытом положении не защищали салон от снега и дождя. В то же время любое сиденье все дальше и дальше отодвигалось от порога, потому что с годами надстройка кузова приобретала все большую “кривизну” из-за наклона боковых стекол. И, как следствие, каждый, кто садился в автомобиль, обтирал одеждой грязную наружную часть порога. Пришлось так видоизменить двери, чтобы нижняя часть их наружной панели хотя бы частично перекрывала порог. |
С распространением несущих кузовов ради повышения прочности и торсионной жесткости конструкции появился соблазн делать пороги максимально высокими — от 90 до 200 миллиметров. В последнем случае вход-выход стал доставлять некоторые неудобства. Словом, всему был предел. |
Сложную эволюцию прошла не только конструкция дверей. Размещение дверей в кузове заслуживает отдельного разговора. Навеска с передними петлями сегодня стала практически всеобщей, хотя, например, на лондонских такси задние двери установлены на задних петлях и распахиваются навстречу движению. Может быть это не столь безопасно, но удобно. |
Во всяком случае при выходе, когда пассажир выбрасывает ногу вперед, никаких помех не возникает. Некоторые фирмы применяли кузова без центральной стойки (FIAT, “Lancia”, “Horch” и др.), чтобы при необходимости разместить в салоне громоздкую поклажу. Но в таком случае обязательна задняя навеска задней двери, а машине в целом необходима либо лонжеронная рама, либо очень жесткое днище. |
По-прежнему кипят страсти вокруг сдвижных дверей. Сейчас ими оснащают многие мини-вэны, микроавтобусы и фургоны. Но в этом случае наружная часть двери получает дополнительную опору, которая скользит по направляющему рельсу. (Одновременно этот полоз может служить и декоративной продольной накладкой.) |
Возможно также сконструировать сдвижную дверь на коленчатых рычагах — по примеру междугородных автобусов. Но в легковом автомобиле, где в салоне места гораздо меньше, чем в автобусе, сделать это непросто. Известны конструкции с подъемными дверьми, например на спортивном “Mercedes-Benz-300SL” пятидесятых годов. Но и там в салон легко проникали осадки, а стремление облегчить дверь привело к недопустимому увеличению высоты порога. В любом случае женщины могли ездить в такой машине только в брюках. Конечно, можно обойтись и вовсе без дверей. Возьмите, например, немецкие штабные автомобили типа “кюбельзитцваген” или американские “виллисы” времен второй мировой войны. Но если в армии, в условиях военных действий, подобное “упрощение” может спасти жизнь (появляется возможность в доли секунды, без задержки выскочить из автомобиля), то в повседневной жизни, сами понимаете, проку от этого нет. Что же нас ждет в ближайшие годы? Двери из верхней и нижней половин? Двери с электромагнитными замками? Двери поворотные вокруг расположенного на центральной стойке шарнира? Идей немало, особенно для универсалов или мини-вэнов. Когда-то на этих машинах устанавливали задние торцевые двери, распашные, одностворчатые с петлями на левой стороне. Потом некоторое время были популярны универсальные двухстворчатые двери в задней стенке кузова. Наконец, остановились на задней подъемной двери с верхними петлями. Но на больших американских машинах такая дверь получилась чересчур тяжелой. И тогда ее стали делать из двух половин: верхняя — подъемная, а нижняя — в виде калитки, открывающейся, благодаря хитроумной конструкции петель, и в левую и в правую сторону. Ах, вы двери, мои двери... На первый взгляд, простой элемент кузова, но посмотрите, как быстро менялась их конструкция, сколько перемен и новаций пережили они в устройстве, оснащении, даже расположении! По материалам www.whatodo.ru/ |
Справочник
- Авиатранспорт
- Авиатранспортные услуги
- Автозаправочные станции
- Автозапчасти
- Автомобили, прокат
- Автосервис
- Автостоянки
- Автотехпомощь, эвакуаторы
- Автотранспорт. логистика. такси
- Автотранспортные перевозки. логистика. такси
- Автошкола
- Вокзалы
- Городской электротранспорт
- Сервисные центры и кассы предварительной продажи билетов
- Спецтехника
- Такси
- Транспорт водный
- Транспорт железнодорожный
Рассчет расстояния
САРБК-ТВ